Рукописная книга: традиция и современность
алексей гудков

КАЛЛИГРАФ И ХУДОЖНИК ИВАН БЛИНОВ. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

(ЧАСТЬ I)

За свой полувековой творческий период Иван Блинов переписал и оформил около 200 рукописей самых разных жанров, некоторые из которых до сих пор не описаны. Среди выполненных мастером произведений средневековой литературы – Толковый Апокалипсис, «Житие преподобного Василия Нового», Андриатис (сборник бесед святителя Иоанна Златоуста), Изборник князя Святослава 1073 года, Толковая Палея, Пролог, «Житие святого Арсения», «Сказание о чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово Палладия Мниха», «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре», «Житие первомученицы Феклы», «Книга Сильвестра, папы Римского», «Жития русских святых», «Житие святителя Феодора Эдесского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о святителе Василии Рязанском», «Житие великомученицы Ирины», «Беседы Макария Египетского», «Житие преподобного Феодора Студита», «Огласительные поучения преподобного Феодора Студита», «Книга Иоанна Дамаскина», «Творения Мефодия Патарского», «Книга Феодора Авукара», «Творения Анастасия Синаита», «Книга о старчестве», «Творения Григория, папы Римского», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Притча о временах года», «Житие преподобного Павла Обнорского», «Житие преподобного Ефросина Псковского», «Повесть о новгородском посаднике Щиле», «Творения Григория Нисского», «Иудейская война» Иосифа Флавия, «Слово о полку Игореве», «Мудрость Менандра Мудрого», «Слово на Рождество Богородицы», «Страдание великомученицы Анастасии Узорешительницы», Ключ миротворный, Шестоднев и «Жизнь и убиение царевича Димитрия» (совместно с дядей – Игнатием Лебедевым), «Повесть Аммония мниха о святых отцах, в Синае и Раифе избиенных» (совместно с сыном – Иваном), «Страсти Христовы» (иллюстрации), «Житие великомученика Евстафия Плакиды» (иллюстрации), «Житие князя Феодора Смоленского и Ярославского и сыновей его Давида и Константина» (иллюстрации), «Житие преподобного Иосифа Волоцкого» (иллюстрации), «Повесть о Горе-Злосчастии» (иллюстрации), «Повесть о Савве Грудцыне» (иллюстрации), «Повесть о Фроле Скобееве» (иллюстрации), ряд назидательных поучений, а также многочисленные канонники, синодики, сборники, отдельные службы, каноны и акафисты избранным праздникам и святым.
«И созда Бог человека…». Миниатюра. Шестоднев. Писцы и художники Игнатий Лебедев и Иван Блинов. Городец, 1890-е годы. (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 12)
Кроме того, Иваном Гавриловичем была переписана пушкинская «Песнь о вещем Олеге», стилизованная им под древность; составлены «Повесть крестьянина и книгописца Ивана Гаврилова Блинова» и «История города Городца» (в нескольких списках). Причем 2 последних работы свидетельствуют о том, что Блинов был не только каллиграфом и художником, но и собственно книжником, продолжателем средневековых литературных традиций.

Создавались Блиновым и отдельные миниатюры: «Иоанн Златоуст», «Страшный суд» и прочие.

Протографами (источниками) для работ Ивана Блинов служили не только рукописи, но и различные печатные издания.
Ангел-хранитель. Выходная миниатюра. «Канон ангелу-хранителю». Художник Иван Блинов. 1918 год. (РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 5)
Из рукописей дополненных и/или отреставрированных художником следует выделить Евангелие-апракос XIV века, «Скитский патерик», «Творения Мефодия Патарского» (оба манускрипта относятся к XVI столетию) и Псалтирь XVIII века.

Кроме того, каллиграфом были выполнены 3 статута к Знаку отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги, многочисленные адреса; а в период работы Блинова в типографии Льва Малехонова под его непосредственным руководством вышло множество лицевых книг.
«О имене зверине». Миниатюра. Толковый Апокалипсис. Издание Московской старообрядческой книгопечатни. 1909 год. (Частное собрание)
Помимо книгописных работ, Блинову также принадлежат и несколько живописных произведений: до нас дошли 2 настенных листа (лубка) с изображением Куликовской битвы; художественные полотна «Протопоп Аввакум и боярыня Морозова», «Жалованная грамота Григорию Орлову», «История Городецкой старообрядческой часовни» и «Явление Христа апостолам на Тивериадском озере» («Симоне Ионин, любиши ли Мя?») – на тему евангельской притчи «Явление Христа апостолам на Тивериадском озере» (Ин. 21).
«Явление Христа апостолам на Тивериадском озере» («Симоне Ионин, любиши ли Мя?»). Картина. Художник Иван Блинов. 1919 год. (ГИХМК, инв. ГРМ 3842)
Сегодня труды Ивана Блинова хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки – в архивном фонде самого книгописца (ф. 491), в собраниях Григория Прянишникова (ф. 242), Петра Овчинникова (ф. 209), Петра Никифорова (ф. 199), Егора Егорова (ф. 98), Музейном (ф. 178); в Государственном историческом музее – в составе собраний Алексея Бахрушина, Елпидифора Барсова, Николая Вострякова, Петра Щукина и Музейского; в Российской национальной библиотеке, в Городецком историко-художественном музейном комплексе; в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке; в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике и в ряде других государственных собраний. Некоторое количество работ находится также в частных коллекциях, небольшая часть – у родственников Ивана Гавриловича.

По состоянию на сегодняшний день 4 книгописных работы Блинова полностью или частично изданы факсимильно: «Слово о полку Игореве» (РГБ, ф. 98, № 2071), «Сказание о князе Михаиле Черниговском и его боярине Феодоре» (ГИМ, Бахр., № 21), «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (там же, Муз., № 2750с) и «Акафист преподобному Серафиму Саровскому» (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 34).

МАТЕРИАЛЫ РАБОТ

Как правило, для создания книг художник пользовался современной ему плотной высококачественной бумагой; в более редких случаях – бумагой конца XVIII–середины XIX столетия.

В некоторых редких случаях Иван Гаврилович брал более старую, средневековую бумагу с древними филигранями. Самым ярким примером подобного рода является один из лицевых списков «Повести о Петре и Февронии Муромских» (СПбИИ РАН, ф. 238, № 50), столь искусно стилизованный под XVII век, что ввел в заблуждение целый ряд авторитетных исследователей русского средневекового искусства и книжности. Однако Блинов ни в коей мере не был рядовым копиистом и, тем более, не стремился создавать подделки: каждая такая работа, основанная на глубоком знании стиля и материалов соответствующей эпохи, была данью моде того времени и никогда в точности не повторяла средневековый образец, всегда будучи авторской.

Известно также 2 случая, когда в качестве основы под живопись манускриптов, выполненную акварелью и гуашью, вместо бумаги Блинов использовал пропитанную клеем тонкую белую ткань (шелк?): один из списков «Повести о Петре и Февронии Муромских» (РГБ, ф. 199, № 240) и лицевой Синодик (там же, № 241) – обе книги были созданы для купца Николая Никифорова.
Что касается чернил, то обычно каллиграф писал черными чернилами, выделяя значимые места красными и золотыми. Некоторые манускрипты переписаны темно-коричневыми или синими/фиолетовыми чернилами. Из последних упомянем Ключ миротворный (РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 19) и книжечки с канонами «в неделю Святой Пасхи» (там же, ед. хр. 20–21). Кроме того, известна работа, полностью выполненная золотом (основная часть) и киноварью (заглавие) – начало «Истолкования о Святой Троице святого Сильвестра, папы Римского» (там же, ф. 199, № 638).
Фрагмент (заглавие) «Истолкования о Святой Троице святого Сильвестра, папы Римского». Писец и художник Иван Блинов. Горбатов (?), вторая половина 1890-х годов. (РГБ, ф. 199, № 638)
В записной книжке Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков (дубовые орешки или галлыА. Г.), гуммиарабику (камедь некоторых южных видов акации – А. Г.), уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу (сульфат железа (FeSO4) – А. Г.), соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину (солянокислый розанилин (C20H20N3Cl) – А. Г.)».

Из всех красок художник предпочитал темперу, но в ряде произведений применял акварель и гуашь.

Картины Блинова выполнены на холсте.

ПИСЬМО МАНУСКРИПТОВ

Бóльшая часть манускриптов, вышедших из-под пера Ивана Блинова, переписана им характерным полууставным почерком, в основу которого были положены лучшие образцы полуустава XVI–XVII веков, выработанные в кремлевских мастерских.
Фрагмент (начало) «Повести о Петре и Февронии Муромских». Писец и художник Иван Блинов. 1900 год. (РГБ, ф. 199, № 240)
Некоторые из работ Блинова («Мудрость Менандра Мудрого», «Краткое нравоучение», «Слово о полку Игореве» и ряд других) написаны стилизованным массивным уставным письмом с высотой букв до 1,5 сантиметров, которое в значительной степени является изобретением самого каллиграфа.
Фрагмент (начало) «Краткого нравоучения». Писец и художник Иван Блинов. 1918 год. (РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 4)
Впрочем, следует говорить о нескольких видах стилизованного устава Ивана Блинова. Если в таких работах, как «Мудрость Менандра Мудрого» (РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 3) и «Краткое нравоучение» (там же, ед. хр. 4), он уподобляется византийскому унциалу IV–IX веков, то в «Слове о полку Игореве» (там же, ф. 98, № 2071; ф. 178, № 8459) устав Блинова походит на письмо первых славяно-русских книг.
Фрагмент (начало) «Слова о полку Игореве». Писец и художник Иван Блинов. 1912 год. (РГБ, ф. 98, № 2071)
Необходимо отметить, что уставное письмо Иван Гаврилович использовал довольно редко – лишь в том случае, когда, по всей вероятности, хотел подчеркнуть сугубую древность копируемого текста, отразившего «преданья старины глубокой». Иногда книгописец применял и обычный устав, почти идентичный оригинальным средневековым образцам.

Помимо вышеозначенных почерков Блинов использовал различные виды скорописи и вязи, которыми владел не менее мастерски. Скоропись Ивана Гавриловича, четкая и торжественная, близка образцам XVII столетия. Однако переписку манускриптов одной лишь скорописью каллиграф в целом не практиковал: известна всего одна подобная работа – фрагмент «Жития великомученицы Ирины» второй половины 1880-х годов (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 28).

Что касается письма вязью, то в ряде случаев, орнаментированная, вычурная, выполненная киноварью и золотом, она носит чрезвычайно изысканный характер.

ОРНАМЕНТ И МИНИАТЮРЫ

В работах Блинова встречаются балканский (чаще всего), нововизантийский, тератологический и старопечатный типы орнаментов (последний реже остальных). Причем часто эстетическое решение той или иной книги сочетает в себе декоративные элементы разных эпох и стилей, что требует от мастера развитого чувства вкуса, опыта и особого художественного такта.
Для миниатюр манускриптов за авторством Ивана Блинова более всего характерна близкая к графике очерковая манера письма, типичная для книжной живописи позднего Средневековья и раннего Нового времени, а в более поздний период – для работ, создававшихся в старообрядческой среде. Вначале при помощи пера и чернил чернилами рисуются контуры изображения, которое затем раскрашивается красками. Становление данной манеры относится ко второй четверти XVI столетия и связано с книжно-рукописной деятельностью митрополита Макария (так называемая «макарьевская школа»).
Иногда художник применял переходную манеру письма, сочетавшую элементы более ранней иконописной манеры (послойной живописи) и очерковой миниатюры.
Боян. Выходная миниатюра. «Слово о полку Игореве». Писец и художник Иван Блинов. 1913 год. (РГБ, ф. 178, № 8459)
Рисунок Блинова тонкий, четкий, уверенный, виртуозный. Во многих и без того небольших «картинах» прописаны мельчайшие детали. Живо и подробно переданы природа, архитектура, интерьеры, чувства и движения персонажей. Обилие декоративных элементов во множестве миниатюр не создает, тем не менее, впечатления перегруженности: несмотря на явную любовь к разнообразным украшениям художнику ведомо чувство меры. Сама живопись отличается изяществом, благородством, приятным гармоничным колоритом, насыщенность которого от работы к работе довольно разнится.

Миниатюры могут содержать от 1 до 4-х сюжетов и располагаться в самых разных частях книжного разворота; но где бы их ни поместил художник, они всегда прекрасно скомпонованы.
Сын посадника Щила раздает милостыню нищим. Миниатюра. «Повесть о новгородском посаднике Щиле». Писец и художник Иван Блинов. Рубеж XIX–XX веков. (ГИМ, Муз., № 2750а)
Количество иллюстраций в книгах Ивана Гавриловича значительно варьируется и обусловлено содержанием того или иного манускрипта. Так, в ряде рукописей имеется всего 1 миниатюра (выходная), а в некоторых – порядка 100. В большинстве же лицевых книг Блинова насчитывается от 5 до нескольких десятков «картин».

Орнамент и миниатюры для своих манускриптов художник нередко создавал сам, творчески перерабатывая средневековый материал; иногда – копировал. Причем их источниками служили как непосредственно рукописи, так и всевозможные печатные издания.
Инициалы, заставки, орнаментальные рамки, маргинальные украшения, концовки и миниатюры в рукописях Блинова выполнены на высоком художественном уровне. Многие из них – настоящие произведения искусства.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова Г. В. И. Г. Блинов – городецкий книгописец и изограф // Городецкая старина. Вып. 3. Городец, 1997.

2. Аксенова Г. В. Книжных дел мастер Иван Блинов // Московский журнал. История государства Российского. М., 2003. № 11. С. 4–9.

3. Аксенова Г. В. Народная книжная культура Нижегородского Поволжья конца XIX–начала XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1992.

4. Аксенова Г. В. «Повесть о Петре и Февронии» в лицевых списках работы И. Г. Блинова // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Нижний Новгород, 1995. С. 105–111.

5. Аксенова Г. В. Последний книгописец // Мир истории. М., 2001. № 1. С. 28–35.

6. Аксенова Г. В. Русская книжная культура на рубеже XIX–XX веков. М., 2011.

7. Аксенова Г. В. «Слово о полку Игореве» в творчестве И. Г. Блинова // Русская печать XIX–XX веков. Сборник статей. Российская государственная библиотека. М., 1994. С. 30–54.

8. Белоброва О. А. Блинов Иван Гаврилович // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1: А–В. М., 1995. С. 123.

9. Блинов И. Г. Обзор городецких храмов и некрополя (публикация С. В. Сироткина) // Городецкие чтения: Материалы научно-практической конференции 23–24 апреля 2004 г. Вып. 5. Городец, 2004. С. 46–51.

10. Гудков А. Г. Григорий Матвеев сын Прянишников и его скрипторий (по воспоминаниям городецкого каллиграфа и художника И. Г. Блинова и материалам личного фонда Г. М. Прянишникова в НИОР РГБ) // Церковь. Богословие. История. Материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5–6 февраля 2016 года). Екатеринбург, 2016. С. 344–351.

11. Гудков А. Г. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Коломна, 2015.

12. Гудков А. Г. Семейные артели и династии каллиграфов и миниатюристов второй половины XIX–начала XX века // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы XIII Международной научной конференции. 21–23 ноября 2019 г., г. Москва. С. 55–57.

13. Иткина Е. И. Памятники Куликовского цикла в творчестве художника-миниатюриста И. Г. Блинова // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 216–224.

14. Иткина Е. И. Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. М., 2017.

15. Иткина Е. И., Кучкин В. А. Рукописный настенный лист с изображением Мамаева побоища // Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. С. 154–174.

16. Левочкин И. В. Иван Гаврилович Блинов и рукописные книги его работы // Книга: Исследования и материалы. Сб. 61. М., 1990. С. 131–138.

17. Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские. Издание выполнено по рукописи ГИМ: Повесть о Петре и Февронии Муромских. Художник и писец И. Г. Блинов. 1901 г. / Сост., пер. и вступ. ст. Е. М. Юхименко. М., 2012.

18. Рыков Ю. Д. Блинов Иван Гаврилович // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 359–361.

19. Сироткин С. В. Из рукописного наследия И. Г. Блинова // Городецкие чтения: Материалы научно-практической конференции 23–24 апреля 2004 г. Вып. 5. Городец, 2004. С. 43–45.

20. Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре: Факсимильное воспроизведение лицевого списка из собрания ГИМ / Пер. с древрус. и прил. И. В. Левочкина. М., 1988.

21. Слово о полку Игореве: Факсимильное воспроизведение лицевого списка работы И. Г. Блинова из собрания ГБЛ / Л. А. Дмитриев, Н. К. Гаврюшин, В. П. Гребенюк, И. И. Шкляревский. М., 1988.

22. Юхименко Е. М. Иван Гаврилович Блинов – крестьянин, книгописец, художник // Искусствознание. 2013. № 1–2. С. 423–443.

23. Gudkov Aleksey. «This Akathist was Began with Drawing…»: The Hymnographical Works Created by Ivan Blinov, a Calligrapher and Artist from Gorodets // Creating Liturgically: Hymnography and Music. Proceedings of the Sixth International Conference on Orthodox Church Music University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 8–14 June 2015. Joensuu, 2017. P. 414–420.