Рукописная книга: традиция и современность
л. с.
«ЛЕКАРСТВО ДУШЕВНОЕ,
ВОСПОМИНАНИЕ СМЕРТНОЕ»:
СИНОДИК В КНИЖНОСТИ И КУЛЬТУРЕ
МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА XVI-XVII ВЕКОВ

Синодик – литературный сборник является наиболее поздней, преимущественно русской по происхождению, частью синодичной триады (Чин православия, помянник и литературный сборник назидательных повестей о суетности земной жизни, пользе покаяния и поминовения усопших). Он возник в конце XV века, и его первоначальная редакция связывается с именем и литературно-публицистической деятельностью преподобного Иосифа Волоцкого (1439–1515) – основателя и первого настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря.
Фрагмент (начало) синодика. Россия, XVII век. (РГБ, ф. 37, № 9)
По мнению исследовательницы русской средневековой книжности Ирины Дергачевой, именно синодик Иосифа Волоцкого, включая его последующие редакции, был особым типом книги, не имеющим прямых аналогов в книжности западного Средневековья, и ставшим квинтэссенцией эсхатологических представлений русских книжников. Не случайно составители синодичных предисловий именовали эти книги «спасенными и душеполезными», а отдельно существующие синодики – литературные сборники позднее стали именоваться «Лекарствами душевными».
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РГБ, ф. 37, № 9)
Исполнение поминальных ритуалов в России XVI–XVII столетий было одним из основных источников монастырского и церковного материального благосостояния и одной из существенных статей расходов православного человека на поддержание собственного благочестия. Обширное синодичное предисловие, составленное из десятков текстовых фрагментов, объединенных общим сюжетом, разъясняющим содержание и предназначение книги, было призвано обосновать необходимость соблюдения каждым истинно верующим человеком определенных нравственно-ритуальных норм для обеспечения душе райского блаженства после смерти. Эта ключевая для русской и западноевропейской средневековой культуры мысль была актуальной и в XVI–XVII веках в связи с очередным обострением эсхатологических ожиданий, подтверждаемых реальными историческими событиями времени реформ, опричнины, Смуты, церковного раскола, внешних военных столкновений и внутренних конфликтов в стране.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РГБ, ф. 37, № 9)
Само понятие высшего блага, как восстановления райского общения с Богом в будущей бесконечной жизни, для православного христианина тесно связано с основной идеей синодика. С этим определением «блага» согласуются и представления о «благочестии» и «благотворительности». Благочестие в традиционной православной культуре – это, в первую очередь, стремление к тому, чтобы в ожидании вечной жизни после смерти «образ и подобие» Бога восторжествовали в человеке над его греховной природой. А благотворительность понимается как одно из проявлений христианской любви в виде оказания поддержки ближнему, терпящему духовную или телесную нужду. Для человека, стремящегося к благой жизни, синодик служил сборником незыблемых правил жизни по «образу и подобию» Божию и предупреждений о последствиях пренебрежения «благом». Во всех полнотекстовых (то есть состоящих из предисловия с Чином православия и помянника), в том числе лицевых, синодиках главная роль отведена повествовательной части; а помянник играет роль не всегда обязательного приложения. В ряде случаев помянники заполнялись не систематично и небрежно или не заполнялись совсем за исключением официальных поминаний царей и патриархов, вписанных еще изготовителями рукописи.
В состав литературного предисловия синодиков включались статьи о необходимости церковного поминания усопших со ссылками на Священное Писание и труды отцов Церкви, о судьбе души и тела после смерти, выдержки из космографий календарного характера, «Чин на разлучение души от тела» из Требника, «Прение живота и смерти», «Беседы Римского папы Григория Двоеслова», отрывки из Прологов и патериков, житийных повестей, «Стословца» Геннадия, Измарагда, «Слово Палладия мниха о Втором пришествие, и о Страшном суде», «Последование погребения». Для синодиков конца XVII–начала XVIII столетия источниками текстов нередко служили «Великое зерцало», «Звезда Пресветлая», «Небо новое» Иоанникия (Галятовского), сочинения Симеона Полоцкого и Кариона (Истомина). Поэтому в поздних синодиках нередки стихотворные предисловия.
Фрагмент (начало) синодика. Россия, XVII век. (РНБ, F.I.256)
Основной нравоучительный смысл синодика – спасение души в преддверии смерти и Страшного cуда. Отсюда проистекает интерес составителей синодичных литературных предисловий к составу человеческой природы и посмертной судьбе тела и души. Уже в средневековых русских Прологах содержались притчи, заимствованные из разных источников, содержание которых отвечало на эти вопросы. В XVII веке Пролог был издан типографским способом (первое издание вышло в Москве в 1641–1643 годах и до конца XVII столетия Пролог переиздавался еще семь раз). Поэтому копирование фрагментов его текста предисловиями рукописных синодиков, особенно второй половины XVII века, стало массовым явлением.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РНБ, F.I.256)
Переходной частью между «догматическим» и «беллетристическим» разделами синодика иногда служил апокрифический вариант библейского сказания о сотворении мира и человека, истории Адама и Евы, их грехопадения и искупления Христом первородного греха прародителей человечества, заимствованный из русской редакции краткой Палеи. Библейская история Адама и Евы включалась ранее и в состав летописей. Она была хорошо известна каждому человеку, но в XVI–XVII столетиях ее текст обогащается дополнительными смыслами. Предпочтение отдается не исторической, а поучительной стороне сюжета и аспектам, связанным непосредственно с моментом сотворения Богом земного мира и человека как самой совершенной части природы. Наиболее богата содержанием та часть синодика, которую, собственно, и принято называть литературным сборником. Именно она окончательно сформировалась в XVII веке и стала образцом новой эсхатологии и новой «беллетристики». На смену последовательным повествованиям апокрифов и житий пришли короткие локальные рассказы, с особым сюжетом каждый, и небольшие фрагменты эсхатологических сочинений.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РНБ, Тит., № 2595)
Историк Людмила Черная указывает, что традиция «множественных» предисловий была объяснена украинским ученым-книжником Герасимом Смотрицким (ум. 1594 г.) в «предуведомлении» к печатной Острожской Библии 1581 года как необходимость подготовить читателя к восприятию книги. Смотрицкий сравнивал жанр предисловий с «вратами в град», которых тем больше, чем прочнее, богаче и славнее вожделенная крепость.

Если синодики середины – второй половины XVI века принадлежат к числу редких рукописных книг, и состав некоторых из них исследователи вынуждены реконструировать по более поздним спискам, то синодичные рукописи XVII столетия насчитываются десятками и хранятся практически во всех крупных музейных, библиотечных и архивных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга и старых русских городов.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РНБ, Тит., № 2595)
XVII век был временем расцвета синодика как памятника славяно-русской книжности. В этот период он приобрел законченную форму многофункциональной позднесредневековой книги. В синодике многие специалисты, начиная с исследователей позднесредневековой книжности XIX столетия, видят аналогию западноевропейским народным книгам, таким как «Искусство умирать» или «Смертные муки». Наши собственные наблюдения, сделанные на основе вкладных и владельческих записей на известных нам рукописях синодиков, позволяют утверждать, что синодики в это время бытовали как в царских и монастырских книгохранилищах, так и в домах знати и служилых людей, зажиточных крестьян и жителей городского посада; широко использовались в богослужебной и проповеднической практике монастырских и приходских храмов.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РНБ, Тит., № 2595)
Богатый нравоучительными сюжетами текст синодика идеально подходил для иллюстрирования. Неудивительно, что среди сохранившихся до нашего времени синодиков XVII века примерно четверть составляют лицевые памятники. Иллюстрированные синодики не равноценны по своим художественным качествам. Перепиской и украшением синодиков-сборников занимались писцы и художники разного уровня профессионального мастерства, как в столице, так и в провинции. Многое зависело от назначения книги и от материальных возможностей заказчика. Вкладные рукописи, предназначавшиеся для соборных городских храмов или крупных монастырей, украшались именитыми мастерами; их иллюстрации и орнаменты принадлежали к числу лучших произведений книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства своей эпохи. Миниатюры «рядовых» рукописей, наоборот, ближе к художественному ремеслу, чем к искусству.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РНБ, Тит., № 3363)
В одних случаях составители синодика ограничивались несколькими наиболее популярными повестями и притчами, в других синодиках писцы собирали из нравоучительных произведений целую «хрестоматию» из нескольких десятков литературных фрагментов, куда включали отрывки из различных источников от патериков до «Великого зерцала». Такой сборник насчитывал большое количество редакций и не предполагал для лицевых экземпляров наличия единого «подлинника» для миниатюр, сопровождавших текст. Всякий раз, иллюстрируя рукопись, художники обращались к разнообразным, наиболее подходящим для данного случая иконографическим образцам: миниатюре, западноевропейской гравюре, иконе, фреске.
Фрагмент синодика. Россия, XVII век. (РНБ, Тит., № 3363)
При изготовлении синодика писцами и художниками учитывались интересы будущего читателя или пользователя книги, которого она должна была, кроме всего прочего, научить благочестивой жизни в условиях его конкретной социальной среды. Это довольно несложно установить, сравнивая состав сборника и сюжеты циклов иллюстраций к нему с владельческими или вкладными записями, в традиционной формуле которых, как правило, содержатся указания на социальную принадлежность хозяина рукописи или место, куда планировалось ее преподнести.
Фрагмент синодика. Гравер Леонтий Бунин. 1695 год. Россия, рубеж XVII–XVIII веков. (РНБ, F.I.323)
Если книга делалась по заказу монастыря, или для вклада в него, то расширялись разделы, составленные из повестей и притч на «монастырскую» тему, которые учили монахов благочестиво сосуществовать с братией и уважать игумена и старцев, содействовать спасению их душ при жизни и не забывать поминать после смерти.
Фрагмент синодика. Гравер Леонтий Бунин, 1695 год. Россия, рубеж XVII–XVIII веков. (РНБ, F.I.323)
Заказчики, принадлежавшие к зажиточным слоям населения, любили рассказы и притчи о грехах и соблазнах, присущих их сословию, как-то «Повесть о посаднике Щиле», «Притча о богатом и бедном Лазаре» и тому подобное. Обилие повестей, где присутствовала «воинская» тема, видимо, также может свидетельствовать о роде занятий владельца или вкладчика синодика.
Архидиакон видит в церкви гроб Щила, полностью показавшийся из подземелья. Миниатюра «Повести о новгородском посаднике Щиле». Синодик. Россия, рубеж XVII–XVIII веков. (РНБ, F.I.323)
Книги, изготовлявшиеся для продажи, в большинстве своем, имели нейтральное содержание (обо всем понемногу) и были рассчитаны на самую незатейливую и нетребовательную аудиторию. «Энциклопедичность» синодика позволяла включать в него самые разнообразные тексты. Известно, что русского человека второй половины XVI, и, особенно, XVII столетия интересовали не только вопросы веры и спасения души, но и сведения «естественнонаучного», общемировоззренческого, исторического характера. Но в синодике и такая информация была подчинена главной теме – благочестивому стремлению к вечной жизни. Так, в «естественнонаучный» цикл миниатюр и текстов включалась «Притча о временном сем веке» с аллегорической иллюстрацией бренности реального мира и присутствием в нем символов тления, которому не подвержены только «плоды духовные».

В синодичных предисловиях нередко использовались фрагменты космографий и месяцесловов. Для их иллюстрирования в качестве образцов привлекались европейские гравюры аллегорического жанра. Наиболее популярными были композиция «Круг миротворный» и цикл, демонстрировавший смену времен года: «Государь Великий Год».

Благочестивый образ жизни подразумевал сохранение души православного христианина в чистоте. Излюбленной аллегорической картинкой синодиков была «Душа чистая», буквально иллюстрировавшая текст распространенной в славяно-русской письменности притчи «О душе праведной». Выраженный в этом произведении идеал христианской нравственности изображался, в полном соответствии с текстом, в виде прекрасной юной царевны в богатой одежде и в окружении символов ее добродетели: золотого кувшина с цветами, благоуханной молитвы и слез благодатных. Подобные аллегории души праведника в это время помещались не только в рукописных книгах для благочестивого учительства рядовых прихожан, но и украшали царские покои – например, Крестовую палату царевны Софьи Алексеевны (1657–1704).

Но сохранять чистоту духовную в обычной жизни было совсем непросто. Человека на жизненном пути подстерегают всякие соблазны, противиться которым может далеко не каждый. И первый из соблазнов земного мира – «пагубное богатство». Осуждение неправедно нажитого состояния в синодичных предисловиях содержится во многих повестях, притчах и отрывках. Символом нечестных «легких денег» в синодичной миниатюре является изображение широкого пира богача («Повесть о посаднике Щиле», «Притча о бедном Лазаре», «Повесть об Ионе», «Притча святого Варлаама о печали житейской»). Пирующих часто сопровождает символ грядущих адских мук в виде пещерки, полной грешников и бесов.

Приобретению богатства нечестным путем грешника часто подталкивает «второй пагубный друг» – семья и ближайшее окружение. Особенно сложно было удержаться от грехопадения «государеву», «торговому» и «служилому» человеку, наживавшему деньги и имущество не только трудом и способностями, но и хитростью, изворотливостью, приспособленчеством к желаниям и потребностям власть имущих. Недаром самым популярным из синодичных рассказов была русская по происхождению «Повесть о новгородском посаднике Щиле» – человеке искренне и глубоко верующем, обладавшем знатностью, богатством, нужными связями, но отягощенном всеми грехами, присущими его сословию. Об этом же говорится и в произведениях «новой» литературы XVII века («Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Василии Кориотском» и другие). Тексты о пагубном влиянии денег и земного успеха включались в изобилии в синодики служилых людей, зажиточных «посадских» и в «купеческие» синодики. Они должны были побуждать «делового человека» допетровской России, поведение и нравственность которого еще не были жестко регламентированы государственными законами, к праведной жизни в духе средневековой традиции, с оглядкой на Священное Писание и поучения отцов Церкви.

В последней четверти XVII столетия набор примеров пагубных земных соблазнов в синодичных предисловиях расширился за счет новелл западноевропейского происхождения из «Великого зерцала», «Звезды Пресветлой» и «Неба нового» Иоанникия Галятовского. Их сюжеты были типологически близки рассказам традиционных русских Прологов и патериков. Привычная схема: прегрешение – покаяние – кара (или прощение) наполнялись новыми для русского человека образами и событиями, расширяя представления и о жизни, и о людских слабостях. Из переводных сочинений приходят в русские синодики повести-приклады о разбойниках и блудницах, сцены «разврата» и азартных игр. В синодичных предисловиях содержатся и своего рода «рецепты» к избавлению души от грехов, возвращению ей праведной чистоты, восстановления благочестия в обыденной жизни человека и его семьи. Нужно только приложить определенные старания и не поскупиться ни душой, ни мошной.

В качестве инструмента благотворительности выступает и сам синодик.

Большинство известных нам рукописных синодиков являются вкладными в какую-либо церковь или монастырь и предназначены, в первую очередь, для увековечения благотворительного поступка их вкладчиков. Иногда синодик изготавливался по заказу жертвователя во вновь построенную на его же средства церковь, о чем и сообщалось на первых листах рукописи. Большинство синодиков кроме перечня имен поминаемых содержали в своих помянниках и краткие записи вкладов или указание на «благое деяние», за которые и следовало поминать благотворителя и его род в храме. При этом денежный размер вклада никогда не указывался, так как, с точки зрения смысла синодичного поминания, все «доброхотные даяния» в церковь или монастырь были символической «милостыней Христу», для которого «денарий кесаря» и «лепта вдовицы» имели одинаковую цену.
Фрагмент синодика. Россия, рубеж XVII–XVIII веков. (РНБ, F.I.323)
***
Синодик – литературный сборник, бытовавший в славяно-русской книжности вплоть до первых десятилетий XX века, особенно в своем лицевом варианте, служил своего рода «духовным Домостроем» для русского человека позднего Средневековья, внушая ему правила православного вероисповедания и благочестивого поведения на все случаи жизни. В основе сюжетных мотивов текстов и миниатюр синодиков лежали характерные для литературы и искусства позднего Средневековья и раннего русского барокко смысловые антиномии: смерть – загробная жизнь, грех – покаяние, скупость – щедрость, зло – добро, скудость – богатство, мирское – небесное и так далее. Именно они сделали синодик ценным носителем нравственной информации для низовой религиозной культуры последующего времени.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Буслаевъ Ѳ. [И.] Историческiе очерки русской народной словесности и искусства. Въ 2-х т. Т. 1–2. СПб., 1861.

2. Демин А. С. Путешествие души по загробному миру (В древнерусской литературе) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 1. М., 1994. С. 51–74.

3. Дергачев В. В. Вселенский синодик в древней и средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 1 (3). С. 18–30.

4. Дергачева И. В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты // Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 6. М., 2011.

5. Дергачева И. [В.] Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV–XVII веков (на материале Синодика). München, 1990.

6. Дергачева И. В., Конявская Е. Л. Материалы к справочнику произведений танатологической тематики // Язык и текст. 2018. Т. 5. № 4. С. 14–24.

7. Древнерусская притча // Сокровищница древнерусской литературы. М., 1991.

8. Забелинъ И. [Е.] Домашнiй бытъ русскаго народа въ XVI и XVII ст. В 2-х т. Т. 1. Ч. 1. М., 1895.

9. Полный православный богословскiй энциклопедическiй словарь. В 2-х т. Т. 1. Ст. 331–332. [СПб., 1912.]

10. Понырко Н. В. Синодик // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2. Л–Я. Л., 1989. С. 339–344.

11. Пѣтухов Е. В. Очерки изъ литературной исторiи Синодика. СПб., 1895.

12. Сукина Л. [Б.] Лицевые книги эсхатологического жанра в русской культуре XVII века. Апокалипсисы и Синодики. Saarbrücken, 2012.

13. Сукина Л. Б. Представления о благотворительности в русской культуре переходного времени (на материале лицевых синодиков XVII–первой половины XVIII вв.) // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2003. С. 49–63.

14. Сукина Л. Б. Русское религиозное сознание второй половины XVI–XVII века: комплексное источниковедческое исследование. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2013.

15. Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М., 2011.

16. Сукина Л. Б., Капков К. Г. Лицевые синодики Николо-Сольбинской пустыни. XVIII век (Труды Научного отдела Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии. Историческая серия. История Николо-Сольбинского монастыря. Кн. 2). Местечко Сольба; Переславль-Залесский; М., 2021.

17. Хромов О. Р. Синодик патриарха Адриана и первые издания гравированного Синодика Леонтия Бунина // Филевские чтения: Тезисы четвертой международной конференции по проблемам русской художественной культуры второй половины XVII–первой половины XVIII века. 16–19 мая 1995 года. М., 1995. С. 112–115.

18. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.