Рукописная книга: традиция и современность
алексей гудков
СИНОДИКИ КАК ПАМЯТНИКИ
ТРАДИЦИОННОЙ КНИЖНОСТИ

Поминовение усопших – один из древнейших человеческих ритуалов. Во вполне оформленном виде практика поминовения существовала уже в ветхозаветную эпоху. В ранней Церкви, еще в апостольские времена, возникает обычай поминать усопших христиан за литургией. Окончательно данный обычай установился к началу III века, о чем свидетельствуют литургические тексты и писания ранних святых отцов. Причем до IV столетия обычные усопшие поминались вместе с умершими святыми (мучениками). В IV–V веках о поминовении усопших писали святители Кирилл Иерусалимский (ок. 315–387), Епифаний Кипрский (ок. 315–403) и Иоанн Златоуст (ок. 347–407).
Смерть. Миниатюра. Синодик. Россия, XVII век. (РГБ, ф. 37, № 9)
Заупокойное богослужение с перечислением имен «прежде почивших» христиан воплощает собой общение между Церковью земной и Небесной; благодаря ему осуществляется молитвенная связь поколений, живых и умерших. В богослужебном круге поминовение усопших в том или ином объеме совершается ежедневно. Отражением данной практики в традиционной книжной культуре явился жанр синодика.
Фрагмент (начало) Синодика вкладчиков Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра, 1713–1723 годы. (РГБ, ф. 304/II, № 1)
Термин «синодик» происходит от греческого «συνοδικόν» («соборный», «соединяемый») и обозначает три группы памятников традиционной книжности, связанных с коммеморативными (поминальными) практиками.
ВСЕЛЕНСКИЙ СИНОДИК
Прежде всего, «Синодик» или «Вселенский Синодик» – это греческий текст Чина православия, который торжественно читается в первое воскресенье Великого поста – Неделю Торжества православия. Первая греческая редакция Синодика была составлена патриархом Мефодием в 843 году по случаю победы над ересью иконоборчества. Данная редакция состояла из следующих частей:

1) предисловие с кратким объяснением сущности торжества и исповеданием догматов веры;

2) анафематствования иконоборцам и прочим еретикам;

3) возглашение вечной памяти византийским императорам и церковным иерархам – участникам борьбы с противниками церковного учения;

4) многолетие царствующему императору, церковным пастырям и всем православным христианам.

С течением времени текст Синодика подвергся изменениям. Его начальная редакция не сохранилась. Греческий текст Синодика лег в основу славяно-русского.

Древнейший из дошедших до нас славяно-русских списков Чина православия или Вселенского Синодика относится к рубежу XIV–XV веков (ГИМ, Син., № 667). В то же время на Руси текст Чина православия, судя по всему, бытовал уже в XII столетии. Так, первое упоминание о нем встречается в «Повести временных лет» под 6616 (1108) годом: «В том же году вложил Бог в сердце архимандриту, игумену печерскому, и стал побуждать Феоктист князя Святополка вписать имя Феодосия в синодик. Богу так было угодно. Святополк же рад был, пообещал сделать так, ибо знал о житии его. И начал Святополк возвещать о житии Феодосьевом и велел вписать его в синодик, что и сделал митрополит – вписал его в синодик. Повелел же митрополит по всем епископьям вписывать Феодосия в синодик. Все епископы с радостью вписали и поминают его на всех соборах».

Славяно-русский текст Синодика также подвергался всевозможным правкам – главным образом те его части, в которых провозглашались анафематизмы и «вечная память»; и вплоть до синодальной редакции 1766 года (когда Синодик перестал называться «Синодиком») полного единообразия в совершавшемся в России Чине православия никогда не было.
СИНОДИК-ПОМЯННИК
Синодик – это и поминальный список имен усопших христиан, читаемый за богослужением. Это дополнительное значение, соответствующее греческому диптиху, термин «синодик» обрел лишь в России. Данный тип синодика также именуется «помянником» (у южных славян – «поменик»), что связано с его функциональной ролью сохранения памяти об усопших. Самое раннее известие об употреблении на Руси подобных списков относится к первой половине XII века (грамота новгородского князя Всеволода-Гавриила с упоминанием «вседенника синодика», то есть «ежедневного синодика», датируемая около 1135 года). А один из наиболее известных синодиков этого рода – так называемый «Синодик опальных», составленный в 1583 году, куда по указу царя Иоанна IV Грозного были внесены списки жертв опричного террора.

Древнейший из сохранившихся синодиков-помянников славяно-русской традиции – Синодик («вседеньник») новгородского Лисицкого Рождество-Богородицкого монастыря, самая старая часть которого датируется рубежом XIV–XV столетий (РГАДА, ф. 381, № 141).
Cинодики-помянники – наиболее многочисленный тип синодиков. В церковной книжности им отведена особая роль. Синодик данного типа представляет собой своего рода земную проекцию упоминаемой в Библии Книги Жизни, куда Творец вписывает (и откуда «изглаживает») имена «спасенных», наследующих «жизнь вечную» (Исх. 32:32–33; Пс. 55:9; 68:29; 86:6; 138:16; Ис. 4:3; Дан. 12:1; Мал. 3:16; Лк. 10:20; Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27, 22:19). Подобно тому, как библейская Книга Жизни олицетворяет собой божественную волю о «спасении» каждого, так и синодик является выражением воли потомков о «спасении» предков (то есть всех предшествующих поколений православных христиан) путем их молитвенного поминовения.
Весьма показательно, что составители синодичных предисловий именовали синодики книгами живых, а не мертвых, поскольку именно при жизни надлежит выбрать путь, ведущий в «жизнь вечную». Данная парадигма отразилась, в частности, в записи анонимного составителя одного из верхокамских помянников: «Здесь и меня тогда запишите, когда умру» (НБ МГУ, Верх., № 1423, л. 1). Таким образом, текстовое пространство синодика заключает в себе прошлое, настоящее и будущее; а сам он является своеобразным отражением небесного архетипа.
Фрагмент Синодика Кашинского Воскресенского собора. Кашин, XVII–XVIII века. (РНБ, Вяз., F. 58)
Рядом с частными поминаниями в синодиках нередко помещаются поминания общие (вселенские), составленные в форме молитвенного обращения с целью употребления в богослужении. Общие поминания представляют собой перечисления представителей церковной иерархии, власти (царей и прочих), а также остальных «зде лежащих и повсюду православных христиан» без указания конкретных имен.
Фрагмент синодика. Выг, 1820-е–1830-е годы. Собрание В. В. Смирнова. (Санкт-Петербург)
Общее поминание присутствует уже в Синодике Лисицкого Рождество-Богородицкого монастыря. К последней четверти XV века относится перевод преподобным Нилом Сорским молитвы святителя Кирилла Иерусалимского (ок. 315–387), который начинают использовать при составлении общего синодичного поминания. Впоследствии получили распространение четыре формы общего поминания:

1) поминание, составленное при митрополите Макарии в 1548 году и приуроченное к годовщине грандиозного московского пожара 1547 года, повлекшего многочисленные жертвы;

2) поминание, составленное при патриархе Иове в 1597 году;

3) поминание, составленное около второй половины XVII столетия, где в отличие от первых двух отсутствуют перечисления православных иерархов и государей, но упоминаются лица, не исповедовавшиеся перед духовным отцом «срама ради» и умершие в таком состоянии;

4) поминание, начинающееся от Адама и простирающееся через всю христианскую историю до русских царей и цариц, – время его составление на сегодняшний день не выяснено.
Синодики-помянники представляют значительную научную ценность: в них отражается история разных родов; встречаются имена людей, сведения о которых отсутствуют в других источниках; хронологически вспоминаются всевозможные события. Таким образом, помянники являют собой важный исторический материал, содержащий подчас уникальную информацию. Неслучайно, что первые издания синодиков-помянников были предприняты еще в XIX столетии, и интерес к ним не ослабевает и по сей день.
Фрагмент Синодика Николо-Угрешского монастыря. Николо-Угрешский монастырь, 1650-е годы. (МГОМЗ)
Перечни имен почивших предков составлялись в монастырях и приходских церквях, а также во множестве семей вне зависимости от сословия. Соответственно синодики-помянники делились на монастырские и приходские, воинские и семейные (родовые) – куда вписывались имена представителей одной семьи (рода).
МОНАСТЫРСКИЕ СИНОДИКИ
Наиболее значимую в историческом отношении группу синодиков-помянников составляют монастырские. Монастырские помянники подразделялись на «вечные» и «вседенники» (повседневные списки). В «вечные» синодики записывались «на века» имена братии, трудников и вкладчиков того или иного монастыря вне зависимости от выполненной работы или размера вклада; а во «вседенники» записывали имена лиц, которых поминали определенный период времени исходя из внесенной суммы.
Судя по имеющимся источникам, акцентированное разделение монастырских синодиков на «вечные» и повседневные впервые появляется в Волоколамском (Иосифо-Волоцком) монастыре при настоятельстве его основателя Иосифа Волоцкого (1439–1515). Повседневное поминание совершалось священником на проскомидии, на анафоре во время литургии и на панихидах; а «вечный» синодик читался в течение дня независимо от службы.
Преподобный Иосиф Волоцкий. Миниатюра. «Просветитель». Россия, XVI век. (РГБ, ф. 256, № 205)
Кроме того, заслугой преподобного Иосифа является вклад в изменение многовековой традиции отношения к так называемым «заложным покойникам», то есть умершим «неестественной» (преждевременной, внезапной) смертью. В деревне Спировской он основал так называемый «Богорадный монастырь», при котором погребались тела людей, скончавшихся «нужной» смертью (убитых, погибших в результате несчастных случаев, умерших в молодом возрасте). По всем почившим совершались заупокойные службы, а их имена, в случае если их удавалось узнать, записывались в помянники. Предположительно данные меры, равно как и введенный в Волоколамском монастыре обычай ежедневной исповеди, были обусловлены обострившимися в конце XV столетия эсхатологическими переживаниями (в 1492 году, по истечении 7000 лет «от Сотворения мира», ожидался Конец света) и распространением ереси жидовствующих – последние отрицали необходимость молитвы об усопших, что входило в резкое противоречие с синодичной культурой.
Фрагмент Синодика Иосифо-Волоцкого монастыря. Иосифо-Волоцкий монастырь, 1645 год. (ГИМ, Барс., № 953)
Сложившаяся в Волоколамской обители поминальная практика вскоре стала образцом для крупнейших русских монастырей: так, около 1526 года она была введена в Троице-Сергиевом и в Кирилло-Белозерском монастырях.
ВОИНСКИЕ СИНОДИКИ
Списки воинских поминаний имеются во многих монастырских и храмовых синодиках (Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Соловецкого монастыря и в прочих). Встречаются и отдельные синодики воинского типа, где имена «избиенных» в сражениях занимают целиком всю рукопись. Впрочем, подобные помянники довольно редки. Среди них – 2 синодика из собрания Елпидифора Барсова Государственного исторического музея: № 962 (XVІІ век) и № 965 (1754 год).

Историческое значение воинских синодиков трудно переоценить. Так, например, имена рядовых воинов, принимавших участие в крупнейших битвах середины XVI–60-х годов XVII века, начиная с Казанского похода 1546–1547 годов, мы узнаем из «Синодика по убиенных во брани» второй половины XVII столетия (РНБ, F.IV.254). Появление данного памятника, по всей видимости, связано с соборным решением 1548 года, сохранившимся в списке XVII века: «В лето 7056-го месяца июня в 21-й день на память святаго мученика Иульяна Тарсянина благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иоан Васильевичь всея России по благословению отца своего Макария, митрополита всея России, установил общую память благоверным князем и боляром, и христолюбивому воинству, и священническому и иноческому чину, и всем православным християнам от иноплеменных на бранех и на всех побоищах избиенных, <…>. И повелел по них митрополиту и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити в соборной церкви Успения Богородицы, и по всем церквам в городе и на посаде велел всем священником по тому же пети понахиды и обедни служити. <…>. И сию общую память по всех православных християнех велел и в прочия летам поминати до скончания миру на честь Богу и на славу и похвалу своему царству. И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги» (РГБ, ф. 228, № 31, л. 41–42).
Фрагмент (начало) текста соборного решения 1548 года. Синодик. Россия, XVII век. (РГБ, ф. 228, № 31)
СЕМЕЙНЫЕ СИНОДИКИ
Семейные (родовые) синодики получают распространение с конца XVII столетия. Известны дворянские и мещанские, купеческие и крестьянские синодики. Они могли вестись на протяжении весьма долгого времени – иногда 200–250 лет, – будучи книгами семейной памяти нескольких поколений (так, даже в крестьянском синодике соответствующий род мог прослеживаться с XVI века!). В них отмечались даты смерти членов семьи, указывалась их степень родства по отношению к главе рода, социальное положение и тому подобная информация. В синодик также могли вписываться ближайшие родственники по мужской и женской линиям, близкие друзья, коллеги, а порой и просто знакомые люди, игравшие определенную роль в жизни членов семьи, в случае наличия – дворня. Таким образом, семейный синодик – источник, наиболее полно отражающий состав семьи владельцев рукописи.
Фрагмент (начало) Синодика Тихона Молинникова. Климово, 1876 год. Собрание А. А. Беласа. (Новозыбков)
Широкое распространение семейных синодиков в XVIII–начале XX века – яркое свидетельство популярности традиционной коммеморативной практики, несмотря на секулярные процессы означенного периода.

Семейные синодики до сих пор недостаточно изучены, и основная их масса остается не опубликованной.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СИНОДИК
В конце XV столетия в славяно-русской книгописной традиции зародился особый жанр литературных сборников, также получивший название «синодик». Рождение данного жанра связано с именем преподобного Иосифа Волоцкого (1439–1515) – составителя синодика Иосифо-Волоколамского монастыря (наиболее ранний из сохранившихся списков: ИРЛИ РАН, оп. 23, № 52), куда вошли так называемое «трехсловное» предисловие и «Сказание о спасительных и душеполезных книгах, о сенанике и о повседневном поминании», восходящие к более ранним памятникам

В синодике-литературном сборнике перечню имен умерших предшествует (в более редких случаях – воспоследует) пространное предисловие, состоящее из различных сочинений, объединенных темой смерти, а также важности и спасительности церковного поминовения усопших. В предисловии могут быть представлены догматические, дидактические, агиографические, апокрифические и даже научно-познавательные тексты. При этом поминальная часть в таких синодиках порой и вовсе отсутствует, за исключением официального списка имен царей и патриархов. Подобные синодики часто богато иллюстрировались и оформлялись – украшались рисованными орнаментами, миниатюрами, гравюрами.
Заупокойная служба в храме; сын Щила раздает милостыню нищим. Миниатюра «Повести о новгородском посаднике Щиле». Синодик. Россия, рубеж XVII–XVIII веков. (РНБ, F.I.323)
С начала XVIII века получили распространение иллюстрации из Синодика патриарха Адриана (около 1700 года). Украшенный многочисленными гравюрами за авторством известного мастера Оружейной палаты Леонтия Бунина, Синодик был вложен в церковь Двенадцати апостолов в Московском Кремле для поминовения патриарха. (Синодик патриарха Адриана также известен как Синодик Леонтия Бунина.)
Расцвет жанра синодика-литературного сборника относится к XVII столетию, когда его роль в церковной коммеморативной практике была особенно велика. В XVIII–начале XX века литературные синодики, ввиду своей эсхатологической направленности, обрели чрезвычайную популярность в старообрядческой среде.
Фрагмент Синодика (миниатюра выполнена на ткани). Писец и художник Иван Блинов. 1900 год. (РГБ, ф. 199, № 241)
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев А. И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV–начала XVI вв. СПб., 2002.

2. Алексеев А. И. Установление «общей памяти» при митрополите Макарии. Исторический экскурс: церковное поминовение умерших «напрасною» смертью // Макариевские чтения. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск, 1998. С. 102–122.

3. Алексеев А. И., Басова М. В., Шевченко Э. В. Иосиф (Санин), прп. // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 559–585.

4. Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М., 2014.

5. Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М., 2011.

6. Афанасьева И. А. Поминовение умерших всякого рода смертями (по материалам древнейших Синодиков-помянников) // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 5. С. 19–35.

7. Бедина Н. Н. Эсхатологические идеи в структуре и генезисе древнерусских синодиков // Вестник САФУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 36–43.

8. Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. Историко-генеалогическое исследование. М., 1986.

9. Гергова Иванка. Духовни образи: руски илюстриран синодик. Изследване и текст = Духовные образы: русский лицевой синодик. Исследование и текст. София, 2013.

10. Дергачев В. В. Вселенский синодик в древней и средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 1 (3). С. 18–30.

11. Дергачева И. В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты // Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 6. М., 2011.

12. Дергачева И. [В.] Становление повествовательных начал в древнерусской литературе XV–XVII веков (на материале Синодика). München, 1990.

13. Дергачева И. В., Конявская Е. Л. Материалы к справочнику произведений танатологической тематики // Язык и текст. 2018. Т. 5. № 4. С. 14–24.

14. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960.

15. Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодник Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собрания МГОМЗ // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 11. М., 2008. С. 163–178.

16. Леонидъ, архимандритъ. Описанiе Славяно-русскихъ рукописей книгохранилища Ставропигiальнаго Воскресенскаго, Новый Iерусалимъ именуемаго, монастыря, и замѣтки о старопечатныхъ Церковно-Славянскихъ книгахъ того же книгохранилища // ЧОИД. 1871. Генварь–мартъ. Кн. 1, отд. 5. М., 1871. С. 1–71.

17. Лукашевич А. А. Заупокойное богослужение // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 666–669.

18. Макарiй, епископъ. Синодикъ XVI-го вѣка въ Нижегородскомъ Печерскомъ монастырѣ // Там же. 1868. Генварь–мартъ. Кн. 1, отд. 5. М., 1868. С. 1–8.

19. Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4 (35/36). С. 5–30.

20. Никольскiй К. [Т.] Анаѳематствованiе (отлученiе отъ Церкви), совершаемое въ первую недѣлю Великаго поста. Историческое исследованiе о чинѣ Православiя Константина Никольскаго, священника церкви Успенiя Пресвятыя Богородицы, что на Сѣнной. СПб., 1879.

21. Новгородские синодики XIV–XVII веков / Подг. текстов, исслед. Т. И. Шабловой. СПб., 2017.

22. Повесть временных лет / Подг. текста, пер. и коммент. О. В. Творогова // БЛДР. Т. 1: XI–XII века. СПб., 1997. С. 62–315, 487–524.

23. Полный православный богословскiй энциклопедическiй словарь. В 2-х т. Т. 2. Ст. 1842–1843. [СПб., 1912].

24. Понырко Н. В. Синодик // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2. Л–Я. Л., 1989. С. 339–344.

25. Пѣтухов Е. В. Очерки изъ литературной исторiи Синодика. СПб., 1895.

26. Сазонов С. В. К ранней истории синодичных предисловий // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 8–28.

27. Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря (1479–1510-е годы) / Подг. текста и исслед. Т. И. Шабловой. СПб., 2004.

28. Синодики Никольского Староладожского монастыря конца XVI–XIX века / Подг. текстов и исслед. Н. В. Башнина. М.; СПб., 2012.

29. Скрынников Р. Г. Опричный террор. Л., 1969.

30. Суворовъ Н. [И.] Тетрадь, а въ ней имена писаны опальныхъ при Царѣ и Великомъ Князѣ, Iоаннѣ Васильевичѣ, всеа Росiи // ЧОИД. 1859. Iюль–сентябрь. Кн. 3, отд. 5. М., 1859. С. 89–100.

31. Сукина Л. [Б.] Лицевые книги эсхатологического жанра в русской культуре XVII века. Апокалипсисы и Синодики. Saarbrücken, 2012.

32. Сукина Л. Б. Представления о благотворительности в русской культуре переходного времени (на материале лицевых синодиков XVII–первой половины XVIII вв.) // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2003. С. 49–63.

33. Сукина Л. Б. Русское религиозное сознание второй половины XVI–XVII века: комплексное источниковедческое исследование. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2013.

34. Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М., 2011.

35. Сукина Л. Б., Капков К. Г. Лицевые синодики Николо-Сольбинской пустыни. XVIII век (Труды Научного отдела Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии. Историческая серия. История Николо-Сольбинского монастыря. Кн. 2). Местечко Сольба; Переславль-Залесский; М., 2021.

36. Терешкина Д. Б. «Егда душа от тѣла нуждею разлучается, ужасна тайна всѣмъ и страшна» (Смерть в синодике Новоезерского монастыря) // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Παλαιορωσια: εν χρονω, εν προσωπω, εν ειδει. Альманах. СПб., Казань, 2014. С. 143–153.

37. Титовъ А. А. Синодикъ Спасо-Преображенскаго монастырѧ въ Ѧрославлѣ. М., 1895.

38. Тихонравовъ Н. [С.] Синодикъ и Родительскiй лѣтописецъ Строгановыхъ // Там же. 1884. Генварь–март. Кн. 1, отд. 1. М., 1884. С. 1–23.

39. Успенскiй Ѳ. [И.] Синодикъ въ недѣлю православiя. Сводный текстъ съ приложенiями. Одесса, 1893.

40. Успенскiй Ѳ. И. Синодикъ въ недѣлю православiя. (Составъ и происхожденiе частей его) // Журналъ министерства народнаго просвещѣнiя. Шестое десятилѣтiе. Ч. 274. Мартъ. СПб., 1891. С. 267–323.

41. Хромов О. Р. Синодик патриарха Адриана и первые издания гравированного Синодика Леонтия Бунина // Филевские чтения: Тезисы четвертой международной конференции по проблемам русской художественной культуры второй половины XVII–первой половины XVIII века. 16–19 мая 1995 года. М., 1995. С. 112–115.

42. Штайндорф Людвиг. Что было нового в культуре поминания в Иосифо-Волоцком монастыре? Пересмотр вопроса / Пер.: Евгения Титова // Древняя Русь: № 1 (55), март 2014 г. С. 25–32.

43. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы / Пер.: А. А. Васильева, В. Р. Рокитянский, Е. Г. Борисова, предисл. Н. Я. Дараган, вступ. ст. и коммент. Н. Я. Дараган, послесл. В. А. Чаликовой. М., 1987.

44. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

45. Юхименко Е. М. Старообрядчество: История и культура. М., 2016.