Рукописная книга: традиция и современность
алексей гудков

ЧЕРНИЛА: ИСТОРИЯ И РЕЦЕПТУРА

Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила (греч. μέλαν).

ТЕМНЫЕ ЧЕРНИЛА

На христианском Востоке бытовало множество рецептов приготовления чернил. Древнейшие чернящие красители (лат. atramentum) изготовляли на основе сажи и угля. Копты делали чернила из разведенной в воде сажи (в пропорции 2:1), смешивая ее с клеем – соком папируса или (позже) с гуммиарабиком – высохшим экссудатом (соком) аравийской (нильской) акации (Acacia nilotica) или других родственных видов акации (Acacia senegal и Acacia seyal).
Сажа
Английский исследователь Альфред Лукас описал рецепт приготовления чернил для написания священных текстов, с которым его познакомил один коптский священник: «Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила».
Гуммиарабик
Приблизительно с IV века в Египте также вошли в употребление чернила, изготовленные на металлической основе (по всей видимости, железистые). Со временем такие чернила бледнели, приобретая красно-коричневую окраску. Появление новых чернил, судя по всему, было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа atramentum держатся недостаточно прочно и легко размываются, а железистые проникают в него достаточно глубоко.
Железный лом
У римского писателя Марциана Капеллы (рубеж IV–V веков) впервые упоминается о чернилах из сока дубовых орешков (галлов) – шарообразных наростов на нижней поверхности листьев дуба, производимых личинками орехотворки (Cynips quercusfolii).
Чернильные орешки (галлы)
В Византии «вареные чернила», называвшиеся и(э)нкауст (греч. ἔγκαυστον, лат. incaustum), готовили из толченых и пропаренных чернильных орешков (возможно, с добавлением медного купороса), а также из отвара древесной коры. Отвар коры перемешивали с сажей и камедью.
Чернильные орешки (галлы)
Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые.

Согласно некоторым сведениям, насчитывается порядка 50-ти средневековых греческих рецептов приготовления чернил на железо-галловой основе, цвет которых зависел от добавления в них в различных пропорциях солей медного и железного купороса. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик. Кроме того, византинист Алексей Лебедев упоминает о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы (Sepia officinalis) – так называемой «чернильной рыбы».
Каракатица обыкновенная (Sepia officinalis)
Сирийцы, помимо сажи-smāmā, использовали для приготовления чернил (dyūtā или ḥabbārā) дубовые орешки: их мелко дробили, смешивали с водой, настаивали, полученный раствор процеживали, подогревали, а после остывания добавляли в него немного купороса и акациевую камедь. Сирийские монахи египетской Скитской пустыни вместо дубовых орешков использовали измельченные корни кустарника ʾarṭā (Calligonum comosum): их разбавляли свежим красным вином или виноградным уксусом (вино или уксус иногда использовали и в рецепте с орешками), выдерживали 3 дня, а после добавляли в полученный настой купорос и камедь. Рецепты, конечно же, могли варьироваться. Примерно с XV века у сирийцев появляются железистые чернила.
Арта (Calligonum comosum)
Приведем пример рецепта чернил из приписки к сирийской рукописи X столетия (BL, Add MS 14, 632): «Если хочешь ты сделать чернила для пергамена, возьми кожуру корня дерева, которое растет в пустыне этой, название его арто, и растолки ее, еще свежую, и прокипяти на огне хорошенько в черном вине и винном уксусе. Затем отфильтруй и добавь немного серной кислоты и камеди».

В Армении и Грузии также были в ходу различные виды чернил. В некоторых рецептах употребляется гранатовая корка. Изучение более 10.000 армянских манускриптов показало, что наиболее ранние из них написаны чернилами, изготовленными из чернильных орешков, гранатовых корок и прочих таниносодержащих веществ при действии на них железа. Приведем 5 примеров рецептов чернил из армянских рукописей:

1) «Возьми уголь тонкого помола, полученный из виноградной лозы, хорошо смешай с водным раствором камеди – получишь хорошие чернила» (1752 год; Матенадаран, №. 7092, с. 20).

2) «Возьми одну часть чернильных орешков, раздроби, положи в кувшин и залей 4 частями воды, кинь туда несколько кусков желез а и оставь на три дня. Каждый день несколько раз перемешивай раствор, пока вода почернеет. Всю смесь слей в кастрюлю и прокипяти так, чтобы из 4 частей воды одна испарилась, а три остались. Процеди через хороший войлок и перемешай, чтобы раствор вспенился. Собери пену и продолжай перемешивание до тех пор, пока закончится образование пены и останется чистый раствор» (1752 год; Матенадаран, №. 7092, л. 22б).

3) «Возьми вина 160 драхм (1 драхма = 3,8 грамма – А. Г.), чернильных орешков 60 драхм, леденца, квасцов, корок граната, камеди и стальных опилок по 6 драхм. Сначала размельчи чернильные орешки и насыпь в вино, туда же положи немного железа и оставь на 7 дней. Затем положи туда же истолченные в пыль корки граната, подержи немного и процеди. Возьми леденец и камедь, измельчи и вместе с остальными опилками насыпь в процеженный раствор, взболтай, пока все растворится. Перелей в бутылку с плотно закрытым горлышком, при надобности понемногу наливай в чернильницу и употребляй. Если вода испарится и чернила загустеют, налей в чернильницу холодной воды, разбавь и пиши» (1680 год; Матенадаран, № 737, л. 332б).
Гранат обыкновенный (Punica granatum)
4) «Возьми один нуки (1 нуки = 25,1 грамма – А. Г.) чернильных орешков, полнуки гранатовой корки, размельчи и насыпь в кувшин. Налей туда один литр воды, прокипяти, чтобы осталась половина взятой воды, добавь к раствору один нуки крепкого уксуса. Прокипяти еще немного с уксусом, процеди через холст; снова налей в кувшин и немного прокипяти, затем семь раз накали желез о и опусти в чернильный раствор» (1752 год; Матенадаран, №. 7092, л. 27б).

5) «Благородные чернила для писца. Возьми зеленые чернильные орешки, раздроби каждый на три куска, насыпь в кувшин и на каждые 8 чернильных орешков налей одну миску воды, оставь на 3 дня. Потом кипяти до тех пор, пока капля раствора, помещенного на твой ноготь, не будет стекать с него. И если при высыхании контуры написанных букв будут блестеть, значит раствор прокипел достаточно. Тогда убери кувшин с огня и насыпь туда 10 драхм растертого железного купороса желтого цвета, перемешай, процеди в другую посуду. Процеженный раствор возьми, а все остальное выбрось. Затем возьми несколько прутиков и взбей ими раствор, чтобы он вспенился. Пену собери ложкой и удали. Взбивание и удаление пены продолжай до тех пор, пока раствор перестанет пениться. Тогда процеди раствор через войлок и выставь его на солнце, чтобы загустел. Потом возьми и пиши. Если захочешь, чтобы чернила не слишком блестели, добавь к ним немного ржавого железа и прокипяти. Блеск уменьшится. Это и есть благородные чернила» (XVIII век; Матенадаран, № 8719, л. 86).

Южно- и восточнославянская чернильные рецептуры чрезвычайно обширны, но все рецепты не восходят далее середины XV столетия. Основная же их масса относятся ко второй половине XVI или XVII веку.
Рецепт чернил. Сборник. Россия, XVII век. (РНБ, Соф., № 1519)
Писцы X–XII столетий писали, судя по всему, теми же чернилами, что и их византийские современники – то есть чернилами типа atramentum или incaustum. Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые – «чернилами вареными». Несколько позже славянские книгописцы стали использовать железо-галловые чернила.

Для изготовления железо-галловых чернил на Руси брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе (квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» и тому подобном) с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшем новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь, заменявшую в более северных широтах камедь аравийской акации (гуммиарабик).
Вишневая камедь
Конечно, вышеприведенный рецепт – лишь один из многих бытовавших в средневековой Руси вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Так, иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшую от загнивания и образования слизи.

Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом – как правило, из концентрированного отвара коры (обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой). Такое гнездо могло прослужить до 7–10 лет.
Ольха (Alnus)
Позднее, с XVII века, в славяно-русской чернильной рецептуре вместо железа (а иногда и наряду с ним) стал употребляться железный купорос (он же «купорос зеленый», «купорос чернящий» или «купорос сапожный»), что ускоряло процесс приготовления чернил вплоть до одних суток. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако правильно пользоваться купоросом, заменяя им «железные уклады», русские начинают лишь со второй половины XVII столетия.

Следует отметить, что железо-галловые чернила, несмотря на широкое распространение, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила atramentum, которые вплоть до последнего времени применялись некоторыми старообрядческими книгописцами часовенного согласия – как скитскими, так и мирскими. Более того, возможно, что кем-то atramentum употребляются до сих пор, несмотря на экспансию фабричных чернил.

Историк-археограф Николай Покровский описывает способ приготовления чернил из березовой чаги (Inonotus obliquus), которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2–3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы.
Чага (Inonotus obliquus)
В России были также известны черничные чернила. В частности, сок ягод в качестве чернил употребляли старообрядцы-странники (скрытники).
Черника обыкновенная (Vaccinium myrtillus)
В записной книжке городецкого каллиграфа и миниатюриста Ивана Блинова (1872–1944) среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков (имеются ввиду галлыА. Г.), гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу (железный купорос или сульфат железа (FeSO4) – А. Г.), соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину (солянокислый розанилин (C20H20N3Cl) – один из первых синтетических красителей (получен в 1856 году) – А. Г.)» (РГБ, ф. 491, к. 4, ед. 1, л. 2).

Эфиопские книгописцы, работающие в традиционной манере, до сих пор, как правило, сами занимаются приготовлением чернил, и их рецепты заметно отличаются от европейских.

Обычный состав эфиопских черных чернил (qäläm) включает в себя следующие ингредиенты: 1) сажу, собираемую с кухонной посуды или керосиновых ламп; 2) сожженные и перетертые листья растений Dodonea viscose, Osyris abyssinica и Entada abyssinica; 3) жженую и перетертую кору горного бамбука (Arundinaria elpina); 4) обжаренные, пропаренные и растертые семена нуга (Guizotia abyssinica); 5) жженый и растертый бычий рог; 6) камедь эфиопской акации (Acacia abyssinica). Все вышеперечисленные компоненты тщательно перемешивают в ступке, а для придания чернилам блеска в полученную массу добавляют слегка поджаренную, проваренную и замешанную с водой мякину дагуссы (Eleusine coracana), ячменя, пшеницы или плевела. После этого смесь оставляют бродить в горшке, регулярно перемешивая. Через 3 месяца чернила готовы, однако для получения чернил более высокого качества необходимый срок брожения составляет полгода – за это время чернильная масса высыхает, ее вытаскивают из емкости, делят на блоки и используют по мере необходимости, разбавляя водой.
Изготовленные по традиционной рецептуре чернила могут храниться в течение многих лет. Качественные чернила характеризуются блеском и насыщенным черным цветом.
Евангелист Иоанн (пюпитр в виде змеи). Фрагмент миниатюры. Византия, последняя четверть XIII века. (WAM, MS W.530.F-G)

ЦВЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА

Помимо черных в ходу были красные чернила всевозможных оттенков, которые использовались для выделения особо значимых мест текста. Иногда такие чернила, вне зависимости от применяемого для их выработки сырья, называют «киноварными» или «киноварью» – по названию минерала соответствующего цвета.
Заголовок «Истолкования о Святой Троице» святого Сильвестра, папы Римского, переписанный красными чернилами и обрамленный в орнаментальную тератологическую рамку. Писец и художник Иван Блинов. Городец, вторая половина 1890-х годов. (РГБ, ф. 199, № 638)
Копты делали красные чернила из красной охры или свинцового сурика.

Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства чернил различных оттенков красного обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались южно- и восточнославянские мастера.

С XII века именно красные чернила греческие, армянские и грузинские книгописцы чаще всего употребляли для рисования контура: «путь» киновари пролегал по линиям будущих обра́зов, словно напоминая о сотворении Адама из красной глины.

Приведем 5 примеров цветных чернил из армянских манускриптов:

1) «Возьми сандаловое дерево, приготовь из него опилки, сильно кипяти в воде до тех пор, пока раствор станет густой, смешай с ним немного негашеной извести и пиши» (1687 год; Матенадаран, №. 2191, л. 156, с. а).

2) «Возьми шафран, растолки, положи в холстину и процеди с водой, затем воду прокипяти, чтобы загустела, смешай с камедью и пиши» (1650 год; Матенадаран, №. 551, с. 117).
Шафран (крокус) посевной (Crocus sativus)
3) «Возьми желтое просо, прожарь, прокипяти в воде, пока вода пожелтеет, процеди, к приготовленному раствору добавь железный купорос и пиши» (1752 год; Матенадаран, №. 7092, с. 26).

4) «Возьми зеленые чернильные орешки и хну (порошок из высушенных листьев лавсонии неколючей (Lawsonia inermis) – А. Г.) поровну, залей раствором нашатыря, перемешивай, оставь, пусть некоторое время простоит, затем процеди и пиши» (1650 год, Матенадаран, №. 551, с. 80).
Лавсония неколючая (Lawsonia inermis)
5) «Возьми 3 части вина, одну часть чернильных орешков и прокипяти. Затем прокипяти кору дуба в воде до тех пор, пока из взятых 4 частей воды останется одна часть, добавь сюда немного негашеной извести, смешай оба раствора, процеди и пиши» (1752 год; Матенадаран, №. 7092, с. б, л. 25).

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЧЕРНИЛА

Для придания письму торжественной и возвышенно-мистической атмосферы употреблялось золото и серебро. Письмо золотом/серебром целых рукописей встречается очень редко. Так, например, золотыми и серебряными чернилами написан ряд греческих и латинских кодексов на пурпурном пергамене. Однако, как правило, хризография (писание золотом) употреблялась только для оформления заставок, заглавий и отдельных инициалов.
Начало Евангелия от Марка. Россанский кодекс (первые три строки каждого из Евангелий кодекса и сокращения для слов «Бог» и «Иисус» (nomina sacra) написаны золотыми чернилами, остальной текст – серебряными). Византия, VI век. (Епархиальный музей сакрального искусства в Россано)
Лейденский папирус (Лейденский музей, № 344), написанный на греческом языке в III веке, содержат 15 рецептов приготовления золотых чернил.

В 7-й главе 1-й книги сочинения Ираклия «О красках и искусствах римлян» (IX–XII века) читаем следующий рецепт: «Кто хочет знать, как делается красивое письмо превосходным золотом, то пусть прочтет то, что я описал. Надо золото (имеются ввиду тонкие золотые листочки – А. Г.) долго растирать с чистым неразбавленным вином до тех пор, пока оно не станет очень мелким. После этого тонко растертый золотой порошок хорошо промыть водой несколько раз, так чтобы оно было совершенно чистым и светлым, как того требует имеющий белый с отблеском цвет листа книги. После этого можно начинать живопись, предварительно смешав золотой порошок с жидкой бычьей желчью или с гумми. Полученную таким образом жидкую золотую краску вливают в трость писца и пишут. Как только написанное золотом хорошо высохнет, то его полируют зубом дикого медведя, придавая таким образом написанному блеск».

РАСТВОРЫ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧЕРНИЛ

В рукописях встречаются не только рецепты чернил, но и рецепты растворов для их удаления и восстановления. При этом следует учитывать, что, если чернила на основе камеди легко смываются и выцветают, то кислотные чернила полностью удалить с пергамена или бумаги не представляется возможным.

Ниже приведены 4 рецепта соответствующих растворов из армянских рукописей.

1) «Если захочешь удалить текст с пергамена, возьми золу, полученную из дубового дерева, насыпь в воду и прокипяти, процеди, и пергамен помести в этот раствор и держи до тех пор, пока текст не исчезнет» (1650 год; Матенадаран, №. 551, с. 84).

2) «Возьми щавель, выжми из него сок, промажь им по тексту, он исчезнет» (XVIII век; Матенадаран, №. 6924, л. 117, с. б).

3) «Ка к удалить текст с пергамента: возьми пергамен, опусти в темный, сырой колодезь, оставь три дня, потом промой раствором буры (декагидрат тетрабората натрия (Na2B4O7·10H2O) – А. Г.). Вот и все» (XVIII век; Матенадаран, №. 6924, л. 117, с. б).

4) «Для восстановления смытого или утраченного текста возьми несколько кусков железного купороса, раствори в воде, прокипяти в течение двух секунд. Рукопись держи над паром кипящего раствора железного купороса, а затем раствор железного купороса ватой намажь на писчий материал, тогда восстанавливаются буквы и их можно прочитать» (XVIII век; Матенадаран, №. 6924, с. 13).
***
Новая страница в изучении чернил Средних веков и раннего Нового времени открылась с началом применения всевозможных естественнонаучных методов, позволяющих точнее реконструировать состав исторических чернил различных эпох и регионов.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арутюнян А. Х. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941.

2. Галфаян Х. К. История изготовления железогалловых чернил в древней Армении // Сообщения ВЦНИЛКР 30. М, 1975. С. 57–70.

3. Гренберг Ю. И. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV–XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. М., 2000.

4. Гренберг Ю. И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Т. 1. Кн. 1–2. СПб., 1995. Т. 2. СПб., 1998.

5. Гудков А. Г. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Коломна, 2015.

6. Гудков А. Г. Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация // Вестник ПСТГУ. Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Сер. 5. Вып. 1 (13). С. 19–46.

7. Джанашиа Н. С., Мачавариани Е. М., Сургуладзе М. К. Грузинская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 176–200.

8. Еланская А. И. Коптская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 20–103.

9. Ираклий. Об искусствах и красках римлян / Пер. с лат., прим. и предисл. А. В. Виннера и Н. Е. Елисеевой // Сообщения ВЦНИЛКР 4. М., 1961. С. 23–59.

10. Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. М., 1973.

11. Лебедевъ А. П. Профессiя церковнаго писателя и книжное дѣло въ древне-христiанское время: (Черты одной изъ сторонъ церковно-исторической жизни II–V вѣковъ) // Прибавленiя къ Творенiямъ св. Отцовъ. Ч. 41. Кн. 1. М., 1888. C 153–252.

12. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. Б. Н. Савченко, общ. ред. и вступ. ст. проф. В. И. Авдиева. М., 1958.

13. Мещерская Е. Н. Сирийская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 104–144.

14. Мокрецова И. П. Материалы и техника армянской и грузинской книжной миниатюры на пергаменте // Государственный музей народов Востока. Сообщения. Вып. 6. М., 1972. С. 60–66.

15. Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л. Материалы и техника византийской рукописной книги (по реставрационной документации Государственного научно-исследовательского института реставрации). М., 2003.

16. Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 201–240.

17. Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. Новосибирск, 2005.

18. Симони П. [К.] Къ исторiи обихода книгописца, переплетчика и иконнаго писца при книжномъ и иконномъ строенiи: Матерiалы для исторiи техники книжнаго дѣла и иконописи, извлеченные изъ русскихъ и сербскихъ рукописей и другихъ источниковъ XV–XVIII столѣтiй. Вып. 1. [СПб.], 1906.

19. Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). М., 2010.

20. Теофил. Записка о разных искусствах / Пер. с лат. А. А. Морозова и С. Е. Октябревой // Сообщения ВЦНИЛКР 7. М., 1963. С 66–194.

21. Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. М.; Л., 1935.

22. Balicka-Witakowska E. Preparation of manuscripts // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 3: He–N. Wiesbaden, 2007. P. 749–752.

23. Berthelot M. Collection des anciens alchimistes grecs. Vol. 1. Paris, 1887.

24. Nosnitsin D. [A.] Ethiopian manuscripts and Ethiopian manuscript studies: a brief overview and evaluation // Gazette du Livre Médiéval 58 (2012). P. 1–16.

25. Tsypkin D. O., Tereschenko E. Yu., Balachenkova A. P., Vasiliev A. L., Lyakhovitsky E. A., Yatsishina E. B., Kovalchuk M. V. Comprehensive Studies of the Historical Inks of Old Russian Manuscripts // Nanotechnologies in Russia. 2020. Vol. 15 № 9–10. P. 542–550.