Рукописная книга: традиция и современность
АННА МУРАТОВА, алексей гудков

БУМАГА И БУМАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАНЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

БУМАГА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Бумага представляет собой тонкий нетканый материал, традиционно изготавливаемый из перемолотых растительных и текстильных волокон.

Родиной бумаги является Китай – Империя Хань. Изобретателем бумаги долгое время считался придворный чиновник евнух Цай Лунь (50–121). Однако, согласно последним данным, он лишь усовершенствовал бытовавшую до него технологию производства писчего материала и способствовал распространению модернизированной практики. В частности, он заменил дорогое сырье (шелковую вату), из которой готовили бумажную массу, на более дешевое (кору деревьев, коноплю, ветхие тряпки и рыбацкие сети).
Первой страной, освоившей бумажное производство после Китая, была Корея. Датой рождения бумажного дела в Корее считается 384 год. Именно в Корее впервые начали окрашивать бумагу еще на стадии изготовления бумажной массы.

Постепенно бумага и секрет ее производства стали известны и в иных регионах. Так, наиболее ранние центральноазиатские рукописи на бумаге датируются V веком. Согласно последним исследованиям, уже в середине VII–начале VIII века бумажное дело существовало в Самарканде. В источниках встречаются следующие даты: 643, 651 и 712 года.

Вместе с арабскими завоеваниями бумага и ее производство все больше распространялись на запад. Наиболее ранние образцы египетской (фаюмской) бумаги относятся к концу VIII столетия. Известно, что к X веку бумажные мельницы имелись в Дамаске (Сирия), в Тивериаде (ныне Тверия в Израиле) и в Триполи (Ливан).

На европейском континенте первые бумажные мельницы появились предположительно около 1000 года – на Пиренейском полуострове и, вероятно, на Сицилии. Первый европейский документ на бумаге датируется 1102-м годом, а книга – 1109-м. Впрочем, наиболее ранние свидетельства наличия бумажного производства в Европе относятся к 1144 году. Речь в них идет о существовании бумажной мельницы в городе Хатива в Валенсии.
Изготовитель бумаги. Гравюра на дереве. Художник Йост Амман. Франкфурт-на-Майне, 1568 год
Родиной же собственно европейской технологии производства бумаги, окончательно сформировавшейся во второй половине XIV столетия и просуществовавшей до XIX века включительно, следует считать Италию: еще до 1268 года в городе Фабриано в Анконе была основана бумажная фабрика, где была изобретена и совершенствовалась новая технология.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ

Бумагу изготовляли из измельченной ткани (по большей части льняной или конопляной, иногда хлопковой): тряпье сортировали, вырезали швы, железки и прочее, рвали на кусочки размером примерно 5 × 7 сантиметров (обязательно вдоль нитей, дабы не травмировать волокна), обеспыливали в барабанах, вываривали с золой с целью удаления загрязнений (с 1780 года вместо золы стали использовать известь), подвергали брожению, отделяли примеси, которые могли ухудшить качество будущей бумаги, затем перебродившее очищенное тряпье размалывали на водяных мельницах и разводили водой до кашеобразного состояния. Полученную массу зачерпывали деревянной рамой величиной с формат выделываемого листа.
Зачерпывание бумажной массы – один из этапов изготовления бумажного листа
Дно рамы представляло собой сетку из тонких металлических (медных) проволочек: тесно расположенные продольные проволочки назывались верже́рами (фр. les vergeures – полосы), а гораздо более редко расположенные поперечные – понтюзо́ (фр. les pontuseaux – мостики).

Примерно с конца XIII века в Италии, а затем и в других европейских странах, на продольных проволочках в разных местах металлической сетки (как правило, посередине левой половины) стали помещать изготовленный из той же проволоки фабричный знак – филигрань (ит. filigrana; фр. filigrane, marque d'eau; от лат. filum – «нить», и granum – «зерно») или «водяной знак». Форма для изготовления бумаги обычно служила порядка двух лет. Затем она заменялась на новую или поновлялась, что приводило к появлению нового варианта или вида водяного знака. Исследователями подсчитано, что в XV–XVI веках существовало не менее 150.000 всевозможных филиграней. Еще почти столько же водяных знаков появилось на бумаге XVII столетия; а в XVIII-м это количество еще более увеличивается.
Древнейшие филиграни. Начало XIV века
Западноевропейские филиграни с конца XVI века и российские с XVIII-го обычно включают в себя год изготовления бумаги – так называемую «белую дату» (черная дата – точно установленное время создания документа – например, указанное в колофоне рукописи). В России подобные филиграни получили особое распространение после правительственного указа, вышедшего в 1744 году и предписывавшего обозначать на водяных знаках местонахождение бумажной фабрики, фамилию владельца и год выпуска продукции.
Белая дата на бумаге российского производства (Клепиков, № 378. 1790 год). Апокалипсис Толковый. Нерехта, Россия, начало 1790-х годов. Собрание Пересторониных. (Москва)
Равномерно распределив бумажную массу по дну рамы (излишки воды при этом удалялись), ее переворачивали на лист войлока. Оставшийся на войлоке бумажный лист накрывали следующим войлочным листом, и процесс повторялся вновь. Затем полученную стопку клали под пресс. После этого листы бумаги просушивали, развешивая на вощеных веревках из конского волоса в хорошо проветриваемом помещении без доступа солнечных лучей, проклеивали животным клеем, вновь просушивали и клали под пресс, а в конце разглаживали специальной деревянной гладилкой.

ФОРМАТ БУМАЖНОГО ЛИСТА

В основу измерения формата рукописных книг лег размер (доля) бумажного листа. Строго установленных форматов бумаги поначалу не существовало: они зависели от размеров сетки для отлива бумажного листа, которые устанавливались мастерами-бумажниками произвольно. Со временем получили распространение два основных размера: меньший – 30 × 50 сантиметров, и больший – 50 × 70 сантиметров. Но и они точно не соблюдались.

Для обозначения формата славяно-русских рукописных книг употреблялась условная единица измерения по названием «десть» (от перс. dästä – рука, горсть). Получили распространение следующие форматы книжной бумаги:

1. В дестный лист (1º) – формат развернутого листа (высота блока: около 50–70 сантиметров). При формате рукописи в раскрытый лист (1º) водяной знак расположен на каждом листе в его верхней или нижней половине, а иногда и там, и там. Вержеры расположены вертикально (параллельно корешку книги), понтюзо – горизонтально (перпендикулярно корешку). Формат в дестный лист – наиболее редкий. Обычно он использовался лишь для напрестольных Евангелий.
«Дестный лист» (формат 1º)
2. В десть (2º) – формат листа, сфальцованного пополам (1/2 листа; высота блока: около 30–50 сантиметров). При формате рукописи в десть (2º) филигрань расположена посередине (в центре) листа. Если водяной знак присутствует только на одной стороне дестного листа, то половина листов рукописи остаются немаркированными. Вержеры расположены горизонтально (перпендикулярно корешку книги), понтюзо – вертикально (параллельно корешку).
Формат «в десть» (2º)
3. В полдесть (4º) – формат листа, сфальцованного в два сгиба (1/4 листа; высота блока: около 25–35 сантиметров). При формате рукописи в полдесть (4º) водяной знак (точнее – 1/2 знака) расположен посередине листа на его сгибе у корешка, но не на каждом листе. К сожалению, очень часто в книгах данного формата водяной знак остается невидимым, так как «уходит в переплет». Вержеры расположены вертикально (параллельно корешку книги), понтюзо – горизонтально (перпендикулярно корешку).
Формат «в полдесть» (4º)
4) В четверть десть (8º) – формат листа, сфальцованного в три сгиба (1/8 листа; высота блока: около 15–25 сантиметров). При формате рукописи в четверть десть (8º) водяной знак (точнее – 1/4 знака) расположен в верхнем или нижнем углу листа у корешка. Вержеры расположены горизонтально (перпендикулярно корешку книги), понтюзо – вертикально (параллельно корешку).
Формат «в четверть десть» (8º)
5) В осьм десть (16º) – формат листа, сфальцованного в четыре сгиба (1/16 листа; высота блока: около 13–18 сантиметров). При формате рукописи в осьм десть (16º) водяной знак (точнее – 1/4 знака) расположен в верхнем или нижнем углу листа у обреза. Вержеры расположены вертикально (параллельно корешку книги), понтюзо – горизонально (перпендикулярно корешку).

При более мелких форматах (32º (1/32 листа) и 64º (1/64 листа)), встречающихся очень редко, положение водяного знака на листах не меняется.

Часто два первых формата, в дестный лист и в десть, обозначают одинаково: 1º. В XIX веке форматы получили новые (латинские) названия: in folio (2º / 1º / в десть / в лист / в двойку / в единицу), in guarto (4º / в полдесть / в четверть / в четверку), in octavo (8º / в четверть десть / в осмину / в восьмерку).

Большинство славяно-русских рукописных и старопечатных книг имеют формат в 1/2 (2º или 1º) или в 1/4 (4º) долю бумажного листа.

В делопроизводстве XVI–XVII веков (до 1700 года) широко употреблялась бумага особого формата, называемого «сстав», служившая для составления свитков-столбцов: cставы склеивали между собой, получая столбец. Сстав представляет собой половину разрезанного вдоль посередине дестного листа. На бумаге данного формата филигрань (точнее – половина филиграни) расположена по правому или по левому краю листов. Вержеры при этом располагаются вертикально, а понтюзо – горизонтально.
Сстав
Длинна столбцов, обусловленная количеством склеенных между собой сставов, иногда была очень значительной: так, столбец, содержащий текст свода законов, известный как Соборное уложение 1649 года (РГАДА, отд. V, рубр. I, № 6), имеет формат 0,15 × 309 (!) метров и содержит 959 (!) склеек. Документы (грамоты, памяти, челобитные и другие) обычно писались на одной стороне отдельных листов (оборотная сторона оставалась при этом чистой, что давало возможность хранить столбцы в свернутом виде). Если одного листа не хватало, то снизу к нему подклеивали другие листы, получая таким образом длинный свиток. Место склейки также называлось «сстав». На обороте (иногда и на лицевой стороне) сстава (места склейки) для предохранения рукописи от подлога писалась «скрепа» – имя должностного лица (подьячего или дьяка). В 1700 году указом Петра I столбцы были отменены.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУМАГИ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ

C конца VIII–начала IX века на Ближнем Востоке и в Византии, с IX–X веков в Армении, с конца X века в Грузии, c XIII века на Балканах, а с середины XIV-го – в Московской Руси пергамен начинает постепенно вытисняться бумагой.

Ввиду относительной дешевизны бумага довольно быстро завоевала популярность. Теперь слово «χάρτης» стали применять и к ней. Сам же термин «бумага» в сегодняшнем его значении начинает употребляться в России не ранее XV столетия (первоначально под этим словом понимались вата и хлопок).

В разных регионах христианского Востока процесс перехода с пергамена на бумагу растянулся на разное время. Например, если в Северо-Восточной Руси, где бумага входит в употребление довольно поздно, во второй четверти XIV-го века, пергамен окончательно уступает место бумаге уже в XV столетии; то в Армении, несмотря на то что бумажные рукописи появились здесь почти на 500 лет раньше, чем на Руси, пергамен был в ходу и в XVIII веке. В эфиопской книгописной традиции переход к бумаге, известной эфиопам лишь с XIX столетия, так полностью и не состоялся: традиционные рукописи и по сей день создаются здесь по большей части на пергамене, как то и было сотни лет назад.

Древнейшая из дошедших до нас датированных армянских книг, созданных на бумаге, относится к 981 году, сирийских – к 1075 году, греческих – к 1079 году, грузинских – к 1091 году, болгарских – к 1345 году, сербских – к 1372 году.

Наиболее ранние русские документы на бумажной основе – договор смоленского великого князя Ивана Александровича с Ригой первой половины XIV века (наиболее вероятное время его заключения – между 1328 и 1334 годами) и договор московского великого князя Семена Ивановича (Гордого) с его братьями Иваном и Андреем, датировки которого разнятся от конца 1340-х до 1351 года.

Славяно-русские рукописные книги второй половины XIV–первых десятилетий XV века порой содержат как пергаменные, так и бумажные листы. Метод чередования в одной тетради листов пергамена и бумаги получил название «в прокладку». В частности, подобным образом была собрана и древнейшая из датированных славяно-русских рукописей, имеющих в своем составе бумагу, – «Диоптра» 1388 года (ГИМ, Чуд., № 15), переписанная в Константинополе иноком Зиновием.

Помимо метода «в прокладку», также имело место сочетание пергамена и бумаги в одном кодексе отдельными тетрадями или целыми блоками. В качестве примера подобных манускриптов можно назвать Трифоновский сборник конца XIV века – вклад в Троицкий Видогощинский монастырь близ Новгорода (РНБ, Соф., № 1262). Иногда наличие пергамена ограничивается лишь первым и последним защитными листами, как, например, в Поучении Феодора Студита 1417 года (РГБ, Муз., № 8460).
Фрагмент Трифоновского сборника (бумажный лист). Новгород (?), конец XIV века. (РНБ, Соф., № 1262)
По данным палеографа Алексея Соболевского, первые славяно-русские книги, целиком переписанные на бумаге, – «Слова Ефрема Сирина» (около 1400 года) и Пролог (1400 год). Обе рукописи происходят из Новгорода.

БУМАГА В РОССИИ. XIV–НАЧАЛО XX ВЕКА

Первая бумажная мельница появилась в Московском государстве еще в начале 60-х годов XVI века (на реке Уче в поместье Федора Савинова), но, судя по источникам, она просуществовала всего несколько лет. Качество же первой русской бумаги было довольно низким. На сегодняшний день известны лишь два листа с русской филигранью XVI столетия: форзацный лист в одном из рукописных Евангелий начала XVI века (ИРЛИ РАН, Пинеж., № 66) и грамота Иоанна Грозного датскому королю Фредерику II от 26 сентября 1570 года (DKB).

Из письменных источников известно о существовании в России бумажных мельниц и в XVII веке. Так, в 1655 году воевода Михаил Шаховской заложил бумажную мельницу в Вильно. По инициативе патриарха Никона была основана мельница на реке Пахре под Москвой, функционировавшая до 1657 года. Существовали бумажные мельницы и на территории присоединенных в 1654 году украинских земель. Однако русских филиграней XVII столетия на сегодняшний день не обнаружено.

Относительно широкое бумажное производство наладилось в России лишь в начале XVIII столетия при Петре I. Так, в 1704 году по указу царя была построена бумажная мельница на реке Яузе под селом Богородицким Московского уезда, которая получила название Богородицкого бумажного завода.

Что касается импортируемой бумаги, то в XIV веке это была преимущественно итальянская продукция, в XV–первой половине XVII века – французская, а со второй половины XVII века–голландская.

В XVIII столетии в технологию производства бумаги иногда вносились отдельные новшества. Так, с 1718 года на петербургских бумажных мельницах для изготовления маркировочного знака на сетке стали использовать не медную, а серебряную проволоку, что позволяло получить более сложный и изящный рисунок филиграни.

С 1780-х по начало 1820-х годов в бумажную массу иногда добавляли медный купорос, отчего бумага приобретала характерный серовато-зеленовато-голубой цвет. Такую бумагу называли «сахарной». Данная разновидность бумаги является надежным датирующим признаком для рукописей и печатных изданий соответствующего периода.
Дестный лист (1º) «сахарной» бумаги (Клепиков, № 433. 1820 год). Собрание С. И. Нелюбова (Калуга)
В начале XIX столетия на некоторых фабриках изменяются филиграни. В частности, с 1818 года на фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг филигрань не нашивалась на сетку, а штамповалась на ней. Впрочем, большинство российских фабрик данное новшество обошло стороной.

В середине XVIII столетия англичанин Джон Баскервиль (1707–1775) изобрел бумагоотливочную сетку без понтюзо со структурой, напоминающей ткань: элементы сетки переплетались по вертикали и горизонтали. Сетка стала однородной. Данный принцип был позаимствован у немецких производителей бумаги, которые применяли его еще в конце XVII века. Постепенно сетку научились делать настолько тонкой, что она практически не оставляла отпечатка на бумажном листе. Новый тип бумаги получил название веленевой бумаги и ватмана. Последнее наименование было дано по имени английского бумагоделателя Джеймса Ватмана (1702–1759), который одним из первых применил на производстве сетку, изобретенную Баскервилем. По имеющимся данным, в России наиболее ранние образцы веленевой бумаги были изготовлены в 1806 году на фабрике Афанасия Гончарова.

В 1799 году француз Луи-Николя Робер (1761–1828) запатентовал первую машину для непрерывно-поточного отлива бумаги. При данном методе производства использовалась бесконечная сетка, устроенная по принципу конвейера. Впервые изобретение Робера было применено в Англии в 1803 году на фабрике Фрогмор в деревне Апсли (графство Хартфордшир). Позже для вращения конвейера стали использовать паровой двигатель.

В Российской империи машинный способ производства бумаги начинает распространяться в конце 1810-х годов – в 1814-м Петербургский литейный завод приступил к изготовлению машин для Петергофской бумажной фабрики, которая была открыта в 1817 году и считалась образцовой. Сырьем для бумажного производства по-прежнему служило тряпье.

С началом машинного производства с листов бумаги исчезла филигрань: при машинном отливе маркировочный знак можно было поставить лишь специальным штампом, существовавшим независимо от сетки. В Западной Европе с 1826 года маркировку бумаги производили при помощи так называемого «денди-ролла» – специального вала с укрепленными на нем штампами, который вращался над конвейером, по которому, в свою очередь, бесконечной лентой двигалась бумажная масса, и через определенное расстояние проставлял маркирующий оттиск. Подобная имитация филиграни находится на стороне листа обратной стороне с отпечатком бумагоотливочной сетки.

На большей части бумаги машинного отлива, произведенной в России с 1840-х по 1890-е годы, вместо филиграни появляется другой маркировочный знак, – штемпель, – представляющий собой штамп слепого (бескрасочного) тиснения, на котором читается название фабрики. Иногда штемпель содержит и другую информацию: сорт бумаги, адрес бумажной фабрики, изображение герба владельца фабрики или местности, в которой она находится. Штемпель как фирменный знак той или иной фабрики отличался разнообразием вариантов. Например, фабрика Говарда, одно из наиболее крупных бумажных предприятий Российской империи, маркировала свою продукцию 14-ю различными штемпелями.
Один из штемпелей бумаги фабрики Вильяма Говарда. Калужская губерния, 1874 год
Несмотря на разнообразие штемпелей различных фабрик, технология их теснения оставалась единой. Для этой цели использовался специальный пресс. Штемпель теснился под сильным давлением в левом верхнем углу листов. Один штемпель ставили на партии из шести листов, в связи с чем отчетливый рисунок штемпеля читается лишь на первом листе партии. Данное обстоятельство затрудняет датировку бумаги, поскольку рисунок штемпеля на остальных 5-ти листах слабо различим.

Появление штемпеля связано с подражанием французской и английской бумаге тех лет, ввиду своего качества ценившейся больше, нежели российская. Так, чаще всего в России употреблялась английская бумага высшего качества с маркировкой «BATH», производимая в Бате с 1820-х годов, а также французская бумага «Marion» и «Laroche Duche le jeune».

Первый случай использования штемпеля в качестве маркировочною знака писчей и почтовой бумаги зафиксирован на английской бумаге, выработанной в 1803 году. Наиболее ранние образцы русской бумаги со штемпелями относятся к 1828 году. А самый поздний пример маркировки штемпелем произведенной в России бумаги датируется 1928 годом.

В 1850 году в Россию пришел дефибрер (устройство для выработки однородной древесной массы), и в бумажное производство начинается постепенное внедрение древесины, заменяющей собой тряпичное сырье. Следует отметить, что в отличие от тряпичной бумаги, которая отличается высокой светостойкостью, бумага, изготовленная из древесины, менее качественная и долговечная. Она содержит меньшее количество целлюлозы. Кроме того, наличие в древесине вещества лигнина (до 30%) приводит к пожелтению бумаги под воздействием света – процесс, связанный с окислением лигнина.
Писчебумажная фабрика компании Вильяма Говарда. Калужская губерния. Фото конца XIX века
Впрочем, вплоть до отмены крепостного права большинство российских фабрик не только не применяло древесину, но и сохраняло ручной отлив бумаги. В отдельных особых случаях для изготовления бумаги высшего качества ручной отлив применяют и сегодня.

В 90-х годах XIX века вновь получает распространение филигрань (наносившаяся уже не на сетку, а на влажную бумагу рельефным валиком), преобладая над штемпелем вплоть до советского времени, когда в связи с ликвидацией частных фабрик и удешевлением бумажного производства филиграни и штемпели исчезают, а качество производимой в России бумаги в связи с общей хозяйственно-экономической деградацией резко снижается.

ДАТИРОВКА БУМАГИ

В случае русской бумаги о годе ее производства всегда свидетельствует белая дата. Впрочем, известны примеры, когда белая дата указывала на более позднее время, чем дата, проставленная в тексте, написанном на соответствующей бумаге документа. По всей видимости, в подобных случаях речь идет об изготовлении бумаги «впрок», когда она маркировалась следующим годом.

Если в композиции филиграни белая дата отсутствует, то большое значение имеют черные даты бумаги с наиболее близкими знаками. Они позволяют с определенной степенью точности определить период бытования того или иного водяного знака.

Датирующими также являются литеры, указывающие на владельца бумажной фабрики.

Датируя тот или иной памятник на бумажном носителе по филиграням или штемпелям, необходимо помнить о факторе залежности бумаги, то есть о времени от момента ее создания до момента использования. Бумага может практически не иметь срока залежности, а может быть использована спустя несколько лет (и даже десятилетий!) после производства. Так, согласно данным советского книговеда Сократа Клепикова, залежность бумаги для XIII–XIV веков в среднем составляет 4,5 года, для XV–XVI столетий – 6 лет, а для XVIII–XIX-го – 3 года.

Следует также отметить, что филигранологический метод датировки не следуют абсолютизировать. Он должен употребляться наряду с рассмотрением других датирующих факторов – письма, орнаментики, их сочетаемости и так далее. Особенно это касается славяно-русских памятников второй половины XIX–начала XX столетия, когда существовал обширный рынок подстаринных книгописных работ, обусловленный всплеском интереса к культурному наследию Средних веков и раннего Нового времени. В частности, ярким примером ошибочной атрибуции книжно-рукописного памятника, исходя лишь из наличия филиграней XVII века, может служить статья Ольги Подобедовой (ТОДРЛ. Т. 16. Л., 1960. С. 374–387), посвященная списку «Сказания о граде Муроме и о епископии его, како преиде на Резань» (СПб ИИ РАН, ф. 238, № 50) за авторством городецкого каллиграфа и художника Ивана Блинова (1872–1944).
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Водяные знаки русских рукописей России ХVII в. По материалам Отдела рукописей ГИМ / Сост. Т. В. Дианова, к. и. н. Л. М. Костюхина. М., 1980.

2. Гудков А. Г. Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация // Вестник ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Вып. 1 (13). С. 19–46.

3. Джанашиа Н. С., Мачавариани Е. М., Сургуладзе М. К. Грузинская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 176–200.

4. Дианова Т. В. Метод датировки документов с помощью водяных знаков и принципы публикации филиграней // Археографический ежегодник за 1974 год. М., 1975. С. 56–61.

5. Есипова В. А. Бумага как исторический источник (по материалам Западной Сибири XVII–XVIII вв.). Томск, 2003.

6. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX века. М., 1959.

7. Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII–начала XX века. М., 1978.

8. Лихачевъ Н. П. Бумага и древнѣйшiя бумажныя мельницы въ Московскомъ государствѣ. Историко-археографическiй очеркъ. СПб., 1891.

9. Лихачевъ Н. П. Палеографическое значенiе бумажныхъ водяныхъ знаковъ. Въ 3-х ч. Ч. 1–3. СПб., 1899.

10. Ляховицкий Е. А. Исследование бумаги в изучении письменных памятников. Проблемы классификации и интерпретации водяных знаков // ТОДРЛ. Т. 62. СПб., 2014. С. 644–672.

11. Ляховицкий Е. А., Скопина М. А. Западноевропейская бумага и древнерусский покупатель // Фотография. Изображение. Документ. 2018. Вып. 8 (8). С. 28–35.

12. Ляховицкий Е. А., Цыпкин Д. О., Шибаев М. А. О чем может рассказать бумажный лист (на материале Софийского комплекта Великих Миней Четьих митрополита Макария) // Вестник славянских культур. 2017. Т. 46, декабрь. С. 27–38.

13. Мещерская Е. Н. Сирийская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 104–144.

14. Нелюбов С. И., Гудков А. Г. Рисование словес: инструментарий, расходные материалы и утварь книгописца и переплетчика XVII–XIX веков. Из собрания коллекционера-исследователя Сергея Нелюбова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019.

15. Савельева Н. В. «Бумага для царя Ивана Грозного» в Древлехранилище Пушкинского Дома // ТОДРЛ. Т. 55. СПб., 2004. С. 430–440.

16. Савельева Н. В. Русская бумага XVI века в Древлехранилище Пушкинского Дома // Актуальные вопросы истории бумаги и бумажного производства: Материалы и сообщения первых научных чтений. СПб., 2003. С. 46–61.

17. Сиренов А. В. Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги: Учебное пособие. СПб., 2006.

18. Соболевскiй А. И. Славяно-русская палеографiя. 2-е изд. СПб., 1908.

19. Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). М., 2010.

20. Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей // Филигранологические исследования. Теория, методика, практика. Сборник научных трудов. Л., 1990. С 124–127.

21. Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы. Каталог / Сост. к. и. н. Т. В. Дианова. М., 1993.

22. Цыпкин Д. О. Об одной историографической легенде: начало изучения русского бумажного штемпеля // Фотография. Изображение. Документ. 2013. Вып. 4 (4). С. 41–62.

23. Цыпкин Д. О. Штемпельная маркировка образцов и краткие сведения о производителях бумаги // Фотография. Изображение. Документ. 2013. Вып. 4 (4). С. 32–40.

24. Шибаев М. А. На стыке эпох: пергамен и бумага рукописи Требника из Кирилло-Белозерского монастыря // Вспомогательные исторические дисциплины. 2020. Т. 39. С. 133–146.

25. Щепкинъ В. Н. Учебникъ русской палеографiи. М., 1918.

26. Юзбашян К. Н. Армянские рукописи // Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. В 2-х кн. Кн. 1 / Культура народов Востока. Материалы и исследования. М., 1987. С. 145–175.

27. Balachenkova A. [P.], Tsypkin D. [O.] The principal trends in studies of historical paper in Russia in the last five years // Papers of the XXXII International Congress of Paper Historians. Fabriano–Amalfi. 21–27 September 2014 / IPH Congress book. 2014. Vol. 20. P. 13–20.

28. Briquet C.-M. Les filigranes. Dictionnaire historique des marques du papier dès leur apparition vers 1282 jusqu'en 1600. Genève, 1907.

29. Dabrowski J., Siniarska-Czaplicka J. Rekodzielo papiernicze. Warszawa, 1991.

30. Keenan E. L. Paper for the Tsar A Letter of Ivan IV of 1570 // Oxford Slavonic Papers. New Series. Oxford, 1971. Vol. 4. P 21–29.

31. Nosnitsin D. [A.] Ethiopian manuscripts and Ethiopian manuscript studies: a brief overview and evaluation // Gazette du Livre Médiéval 58 (2012). P. 1–16.

32. Velzen van S. T. J. The universe between felt and wire: A new look into the typology of Western made paper. PhD Thesis. Amsterdam, 2018.