Рукописная книга: традиция и современность
алексей гудков

КАЛЛИГРАФ И ХУДОЖНИК ИВАН БЛИНОВ. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

(ЧАСТЬ II)

Большинство созданных Блиновым манускриптов содержат какое-то одно произведение, но некоторые объединяют в себе 2 или более. Например, рукопись из собрания Прянишникова (РГБ, ф. 242, № 203), помимо «Сказания о Мамаевом побоище», занимающего основную часть книги, также включает в себя «Канон в неделю Вербную»; «Повесть о «Петре и Февронии Муромских» (там же, № 192) каллиграф объединил со «Сказанием об обновлении града Мурома и о рязанском епископе Василии»; «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре» (ГИМ, Бахр., № 21) соединено с «Житием первомученицы Феклы» и так далее.
Лето («нарицается муж тих и богат и красен велми»). Миниатюра. «Притчи о временах года». Писец и художник Иван Блинов. Рубеж XIX–XX веков. (ГИМ, Муз., № 2750в)
По своему объему произведения, переписанные и оформленные Иваном Гавриловичем, отличаются довольно значительно: от совсем небольших («Краткое нравоучение») до весьма пространных («Иудейская война»).

Перейдем к более детальному рассмотрению ряда отдельных работ Ивана Блинова.

ГИМНОГРАФИЯ

Важную часть книгописного наследия художника составляют произведения гимнографического жанра: прежде всего, каноны – многострофные церковные песнопения, прославляющие того или иного святого, праздник или икону. Именно с переписки канонов, еще будучи подростком, Иван Гаврилович начал свой творческий путь, постоянно совершенствуя ремесленный навык, и именно им он обязан своим первым заработком и дальнейшей карьерой.

Среди рукописей канонов за авторством Блинова выделяется «Канон Честному Кресту» (РГБ, ф. 242, № 189), созданный по заказу Григория Прянишникова и демонстрировавшийся на палеографической выставке 1899 года. Роскошнейший манускрипт на 25 листах плотной высококачественной бумаги выполнен чернилами, киноварью, темперой и золотом. Книга открывается изображением золотого восьмиконечного Креста в обрамлении растительного и тератологического орнаментов. В своей работе, поражающей богатством и разнообразием убранства, художник использовал несколько десятков (!) почерков. Блинов оформил рукопись при помощи многочисленных украшений в тератологическом, балканском и нововизантийском стилях, включая маргинальные – изящные цветки, окруженные утонченными веточками и лепестками, буквально утопающими в золоте.
В 1900 году, исполняя заказ Петра Овчинникова, художник создает великолепный лицевой Канонник (ГИХМК, № 812), куда вошли 10 канонов на двунадесятые праздники, каждому из которых предшествует миниатюра, отделенная от текстовой части шелковой завесой розового цвета. Сами же тексты открываются многоцветными заставками, а также тератологическими, геометрическими и растительными инициалами. Заголовки написаны киноварной вязью.
Воздвижение Честного Креста. Миниатюра. Канонник. Писец и художник Иван Блинов. Городец, 1900 год. (ГИХМК, инв. ГРМ 812, ИР 7)
Из других подобных работ отметим написанные в конце XIX века канон тезоименитому святому Иоанну Милостивому (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 16) и «Канон пророку Илии» (там же, ед. хр. 18), лицевой «Канон ангелу-хранителю» 1918 года (там же, к. 2, ед. хр. 5), открывающийся миниатюрой с изображением ангела-хранителя с мечом в левой руке и восьмиконечным крестом – в правой, и «Канон в неделю Святой Пасхи» начала 1940-х годов (там же, ед. хр. 20).

Несколько необычной для старообрядческого книгописца работой, свидетельствующей об отсутствии у художника чрезмерного ригоризма, является «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу» (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 34), переписанный Блиновым в первой половине 1917 года и в июле того же года переданный им в Отдел рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев.
Фрагмент (заглавие) «Акафиста Серафиму Саровскому». Писец и художник Иван Блинов. 1917 год. (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 34)
«Акафист» представляет собой роскошно изящно оформленную рукопись, изобилующую красочными нововизантийскими заставками, концовками и инициалами, рисованными с обильным использованием золота. Манускрипт переписан четким аккуратным стилизованным уставом, который, однако, отличается как от «унциального» устава «Мудрости Менандра Мудрого», так и от визуально более архаичного устава «Слова о полку Игореве». Весьма примечательная выходная запись, написанная полууставом, гласит: «Акафист сей начат бысть рисованием при державе Царя и Великаго князя Николая Александровича, окончен бысть при Временном правительстве <…> и положен бысть в хранилище рукописей Румянцевскаго музея в Москве при Директоре Музея Князе Василии Дмитриевиче Голицыне и хранителе рукописей Григории Петровиче Георгиевском» (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 34, л. 39–39об.). Рукопись не переплетена и состоит из отдельных сложенных между собой листов плотной бумаги. В составе архива Блинова до нас также дошли подготовительные материалы к работе над «Акафистом»: рисованная графитовым карандашом заставка-рамка и набросок заголовка (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 33).

БОГОСЛОВСКИЕ, ПОЛЕМИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ

Из переписанных Блиновым работ богословского и дидактического содержания отметим фрагмент (начало) «Истолкования о Святой Троице святого Сильвестра, папы Римского» (РГБ, ф. 199, № 638). Рукопись, созданная между 1895 и 1900 годами для Николая Никифорова, открывается миниатюрой с изображением святителя Сильвестра в обрамлении полихромного тератологического орнамента. Заголовок произведения, также помещенный в тератологическую рамку, написан киноварью, а основной текст – золотом. Выбор художником (или заказчиком?) цвета чернил представляется неслучайным: письмо золотом и киноварью с древности применялось для придания композиции торжественно-возвышенной и мистической атмосферы.
Святой Сильвестр, папа Римский. Выходная миниатюра. «Истолкование о Святой Троице святого Сильвестра, папы Римского». Писец и художник Иван Блинов. Горбатов (?), вторая половина 1890-х годов. (РГБ, ф. 199, № 638)
Среди произведений богословско-полемического характера упомянем не отличающуюся эстетическими достоинствами, но знаковую в мировоззренческом отношении одну из ранних работ Блинова – «О двуперстном крестном знамении» конца 1880-х годов (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 9).

Немалое внимание Иван Гаврилович уделял и дидактическим сочинениям. Из переписанных мастером подобного рода работ отметим созданные в 1918 году «Мудрость Менандра Мудрого» (РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 3) и «Краткое нравоучение» (там же, ед. хр. 4). Данные рукописи обращают на себя внимание массивным стилизованным уставным почерком, напоминающим греческий унциал. По всей видимости, художник решил придать манускриптам, воплотившим в себе «еллинскую мудрость», соответствующий внешний вид. Оба произведения открываются очерковыми миниатюрами на соответствующую тематику и заставками в нововизантийском стиле. Стоит также упомянуть более раннюю рукопись дидактического характера – «Беседы преподобного Макария Египетского» (там же, к. 1, ед. хр. 27).

ЖИТИЯ И ХРОНИКИ

Иваном Блиновым было также переписано и оформлено множество памятников житийной литературы. В качестве примера приведем манускрипт рубежа XIX–XX веков из собрания Пересторониных, объединяющий в себе 2 произведения: «Житие и жизнь преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена честной обители Студийской» и «Огласительные поучения преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена честной обители Студийской». Почерк рукописи – характерных для многих работ Ивана Гавриловича стилизованный полуустав. На фронтисписе изображен преподобный Феодор в рост. Текст обоих сочинений открывается заставками балканского типа. Иллюстрации книги выполнены в очерковой манере и изобилуют всевозможными мелкими деталями и подробностями. В числе прочего, примечателен имеющийся на некоторых миниатюрах городской пейзаж с многочисленными архитектурными элементами.
Преподобный Феодор Студит за работой. Фрагмент миниатюры. «Огласительные поучения преподобного Феодора Студита». Писец и художник Иван Блинов. Рубеж XIX–XX веков. Собрание Пересторониных (Москва)
Как человек увлекавшийся историей и стариной Иван Блинов не мог обойти вниманием и жанр хроники. Подобных работ совсем немного, но каждая такая рукопись представляет собой замечательный памятник книгописного искусства. Остановимся подробнее на 2-х произведениях – «Иудейской войне» или «Книге Иосифа Матфея Флавия» (РГБ, ф. 242, № 204) и «Истории города Городца Горьковской области» (РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 16; НГИАМЗ, инв. ГОМ-14960, КР-146 – также содержит список «Слова о полку Игореве).

Список «Иудейской войны» Иосифа Флавия был выполнен Блиновым в 1906–1909 годах по заказу Нижегородской городской думы с рукописи XVI столетия, находившейся в Казани в библиотеки при Духовной академии. Книга, насчитывающая 300 листов, переписана полууставом на манер XVI века и украшена «по любви» инициалами, заставками и миниатюрами (протограф заставок и миниатюр не имел). На фронтисписе художник поместил изображение Иосифа Флавия в позе задумавшегося писца: правой рукой он держит писчую трость, а левой – придерживает расположенный на пюпитре свиток. Саму же «картину» обрамляет стилизованная меандровая рамка.
Иосиф Флавий. Выходная миниатюра. «Книга Иосифа Матфея Флавия». Писец и художник Иван Блинов. 1909 год. (НИОР РГБ, ф. 242, № 204)
Творчество Ивана Блинова как составителя и редактора-книжника отражает законченная в 1937 году «История города Городца Горьковской области». В данной работе Блинов уже сам выступает в качестве хрониста – летописца родного края. На листе 38об. читаем: «Записано по исследованию Городецкой архивной комиссии в составе членов: Ризоположенского Д. И., Широкова С. Г. и Блинова И. Г.». Манускрипт объемом в 43 листа написан четким полууставом в новой орфографии, но с использованием букв «ѡ», «ѧ» и «а» йотированного (!). Работа украшена 10-ю замечательными очерковыми миниатюрами, рисованными автором «по своей фантазии». На выходной миниатюре изображена панорама Городца. Кроме того, тексту сочинения предпослана заставка в тератологическом стиле. В выходной записи манускрипта художник написал: «Стиль и характер письма и рисования эпоха Грозного XVI в.».
Князь Юрий с дружиной прибыл в местечко Малый Китеж. Миниатюра. «Истории г. Городца». Писец и художник Иван Блинов. 1937 год. (НИОР РГБ, ф. 491, к. 2, ед. хр. 16)
По своему построению «История Городца» отличается от традиционных хроник: сакральная составляющая в данной работе сведена на нет. Однако в советских реалиях 1930-х годов позволить себе написать нечто более традиционное Блинов попросту не мог. Кроме того, некоторые содержательные особенности произведения, в том числе выходная запись с упоминанием «знаменитой эпохи Партии Большевиков во главе нашего великого вождя и любимого Сокола» Иосифа Сталина и посвящение годовщине «Великой Октябрьской Революции», свидетельствуют о том, что, в числе прочего, это сочинение являлось ничем иным, как попыткой престарелого художника избавиться от шлейфа политически неблагонадежного. Попытка эта оказалось тщетной. Да и сама социальная обстановка к тому времени уже значительно изменилась: традиционная книжная среда в силу политических обстоятельств стремительно исчезала – в создававшемся кремлевским «соколом» государстве ей не было места... Вышеперечисленные особенности рукописи хотя и вносят некоторую дисгармонию в ее содержательную часть, но все же не отменяют эстетических и литературных достоинств произведения, ставшего ярким книгописным памятником исчезавшему на глазах художника старому Городцу.

«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

Среди работ Ивана Блинова, лидирующих по количеству созданных списков, выделяется «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Назидательная история любви князя и крестьянской девушки, записанная в XVI столетии Ермолаем-Еразмом, не только пользовалось наибольшей популярностью со стороны заказчиков Ивана Гавриловича, но и, по всей видимости, была в числе любимых произведений самого мастера. Так, с 1894 по 1901 год художник изготовил в общей сложности 8 списков «Повести» для разных лиц.

Рукописи «Повести», переписанные Блиновым, весьма вариативны и отмечены разного рода художественными экспериментами. Самым ранним списком считается черновик 1894 года (РГБ, ф. 491, к. 1, ед. хр. 11). Следующий по времени создания манускрипт датируется 1895 годом (там же, ф. 242, № 192) – это 1-й из известных на сегодня лицевых списков «Повести» за авторством Ивана Гавриловича. Примечательной особенностью этого списка «Повести» является выходная миниатюра с изображением Святой Троицы (данное композиционное решение, судя по всему, было продиктовано желанием заказчика). В той же книге помещена «Повесть о рязанском епископе Василии».
Святая Троица. Выходная миниатюра. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Писец и художник Иван Блинов. 1895 год. (РГБ, ф. 242, № 192)
2 последующих лицевых списка находятся в собрании купца Егора Егорова (РГБ, ф. 98, № 1910.2, 1652), причем рукопись № 1652 выполнена на бумаге XVII века. Еще один лицевой список, переписанный на бумаге XVII столетия, хранится в Санкт-Петербургском институте истории Российской академии наук в составе коллекции Николая Лихачева (ф. 238, № 50). Также известен экземпляр «Повести», находящийся ныне в Городецком историко-художественном музейном комплексе (№ 940).

Одним из выдающихся творений книгописца является лицевая «Повесть о Петре и Февронии», переписанная в 1900 году для Николая Никифорова (РГБ, ф. 199, № 240). Рукопись содержит 43 миниатюры, 41 из которых (за исключением выходной и расположенной на 26-м листе) выполнена акварелью и гуашью на тонкой белой ткани (шелке?), предварительно пропитанной клеем, – готовые иллюстрации были вырезаны и размещены на страницах манускрипта. На выходной миниатюре представлены образы святых Петра и Февронии в темных монашеских ризах.
Преподобные князь Петр и княгиня Феврония. Выходная миниатюра. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Писец и художник Иван Блинов. 1900 год. (РГБ, ф. 199, № 240)
Другой список «Повести» работы Блинова, созданный художником в 1901 году, в 1902-м через комиссионера Михаила Параделова был куплен за 80 рублей Историческим музеем (ГИМ, Муз., № 2750c). Общее число иллюстраций в списке – 40. Яркие утонченные миниатюры, выдержанные в светлых, теплых тонах, придают рукописи особый интимный шарм, душевность и изысканную привлекательность. На выходной миниатюре, как и в списке 1895 года, изображена Святая Троица.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Героико-романтический аспект книжно-рукописного наследия Ивана Блинова представлен, прежде всего, списками «Слова о полку Игореве». Особый интерес вызывает то обстоятельство, что, поскольку старинных списков памятника до нас не дошло, средневековый облик манускрипта художник вынужден был «воссоздавать» с ноля, используя практический опыт и насмотренность.

Стоит особо отметить, что на сегодняшний день Иван Блинов – единственный иллюстратор «Слова», образцом для которого послужила исключительно средневековая русская миниатюра. То есть он иллюстрировал памятник так, как это гипотетически мог бы сделать художник-миниатюрист, живший в XVI–XVII веках.

На сегодня известно о 9-ти созданных Блиновым списков «Слова о полку Игореве». Свой первый экземпляр «Слова» Иван Гаврилович выполнил на исходе XIX столетия (ОР РНБ, 0.ХVII.68, л. 28об.–88об.). Выходной записи упомянутый манускрипт не имеет, однако его почерк и манера оформления вкупе с цветовой гаммой практически не оставляют сомнений в авторстве Блинова. В 1902 году эта работа была приобретена Императорской Публичной библиотекой. Еще один ранний список Блинова, также относящийся к концу XIX века, хранится в Историческом музее (Щук., № 1075).

Следующая по времени создания рукопись «Слова» была выполнена совместно с художником Дмитрием Стеллецким, который вновь привлек внимание Блинова к данному памятнику. Манускрипт был закончен в январе 1911 года, а в следующем месяце книгу приобрела Третьяковская галерея за 3500 рублей.

В 1912-м Иван Блинов уже самостоятельно пишет и иллюстрирует новый список «Слова», купленный впоследствии предпринимателем Егором Егоровым (РГБ, ф. 98, № 2071). Рукопись переписана крупным стилизованным уставом, напоминающим устав первых славяно-русских кодексов, содержит 27 акварельных миниатюр и украшена тератологическим орнаментом.
Князь Игорь Святославич. Выходная миниатюра. «Слова о полку Игореве». Писец и художник Иван Блинов. 1912 год. (РГБ, ф. 98, № 2071)
В следующем, 1913 году Иван Гаврилович создает 5-ю рукопись «Слова» (РГБ, Муз., № 8459) с 27-ю миниатюрами. Почерк и оформление рукописи близки к Егорьевскому списку, однако иллюстрации отличаются по композиции и колориту. Вместо акварели художник употребил темперу. Произведение открывается золотофонной миниатюрой с изображением гусляра Бояна, завораживающей всполохами серебристого света. Живопись манускрипта отличается почти полным отсутствием зеленых тонов – даже степь изображена сухой и каменистой. Работу словно пропитывает тревожность и напряжение, ожидание чего-то страшного. Близился 1914 год… – до начала Великой войны оставалось совсем немного.

Еще один экземпляр «Слова» Иван Блинов переписывает в конце 1913–начале 1914 года. В конце января 1914-го книгу приобрел князь Алексей Ширинский-Шихматов – впоследствии – основатель Общества возрождения художественной Руси.

В марте 1929 года Иван Гаврилович вновь возвращается к «Слову» (ГИХМК, инв. 2549/8). На сей раз текст сочинения каллиграф сопроводил небольшим научным комментарием (описание и толкование встречающихся в поэме символов, даты жизни князей).

К 1935–1937 годам относится рукопись из Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника (инв. ГОМ-14960, КР-146), объединенная в одной книге с «Историей Городца» и проиллюстрированная 33-мя миниатюрами. Данная работа, также написана крупным уставом. Миниатюры же разительно отличаются от живописи предыдущих манускриптов: каждая из них имеет авторское название, появляются «картины» с изображением животных и птиц. В конце книги, помимо выходной записи, художник поместил свое фото и краткую биографию. В 1938-м, в год 750-летия памятника, Иван Гаврилович предложил нижегородской газете «Горьковская коммуна» опубликовать несколько иллюстраций из созданной им рукописи, но получил отказ.
Фрагмент «Слова о полку Игореве». Писец и художник Иван Блинов. 1912 год. (РГБ, ф. 98, № 2071)
Что касается последней рукописи «Слова» (она же последняя работа Блинова, так и оставшаяся незавершенной), то историю ее создания мы узнаем из переписки Ивана Гавриловича с Георгием Георгиевским: «Я сейчас пишу слово «о Полку Игореве", – сообщает Блинов в своем письме Георгиевскому от 28 мая 1941 года, – текст вырисован весь карандашом, начал рисовать 4-ю карт. размер в лист, на древней бумаге, на 120 страницах». В письме от 15 июля 1943 года читаем: «Я сейчас настойчиво пишу Слово "о полку Игореве"». Сегодня данная рукопись хранится в Городецком историко-художественном музейном комплексе (инв. 2549/10).

***

Из других работ Блинова отметим список «Сказания о Мамаевом побоище» 1894 года, соединенный с «Каноном в неделю Ваий» (РГБ, ф. 242. № 203); «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре» 1895 года (ГИМ, Бахр., № 21) – манускрипт также содержит «Житие первомученицы Феклы»; «Повесть о новгородском посаднике Щиле» рубежа XIX–XX веков (ГИМ, Муз., № 2750а).
Князья Андрей и Димитрий Ольгердовичи во главе полков. Миниатюра. «Сказание о Мамаевом побоище». Писец и художник Иван Блинов. 1894 год. (РГБ, ф. 242, № 203)
Свои книги Блинов переплетал крайне редко. Некоторые из переписанных им рукописей даже не сшиты, представляя собой отдельные тетради, а порой и вовсе листы. Переплеты манускриптов, созданных Иваном Гавриловичем, как правило, выполнялись теми владельцами, которые приобретали его труды.

Манускрипты работы Ивана Гавриловича, вне зависимости от своего жанра, отличаются не только высокими эстетическими достоинствами, но и некоей располагающей цельностью, внутренней подлинностью. Творчеству художника совершенно чужды слащавое подражание или самодовольное «нисхождение» к старине. Именно в этом, а также в природном таланте Блинова кроется секрет удивительной притягательности его произведений.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова Г. В. И. Г. Блинов – городецкий книгописец и изограф // Городецкая старина. Вып. 3. Городец, 1997.

2. Аксенова Г. В. Книжных дел мастер Иван Блинов // Московский журнал. История государства Российского. М., 2003. № 11. С. 4–9.

3. Аксенова Г. В. Народная книжная культура Нижегородского Поволжья конца XIX–начала XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1992.

4. Аксенова Г. В. «Повесть о Петре и Февронии» в лицевых списках работы И. Г. Блинова // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Нижний Новгород, 1995. С. 105–111.

5. Аксенова Г. В. Последний книгописец // Мир истории. М., 2001. № 1. С. 28–35.

6. Аксенова Г. В. Русская книжная культура на рубеже XIX–XX веков. М., 2011.

7. Аксенова Г. В. «Слово о полку Игореве» в творчестве И. Г. Блинова // Русская печать XIX–XX веков. Сборник статей. Российская государственная библиотека. М., 1994. С. 30–54.

8. Белоброва О. А. Блинов Иван Гаврилович // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1: А–В. М., 1995. С. 123.

9. Блинов И. Г. Обзор городецких храмов и некрополя (публикация С. В. Сироткина) // Городецкие чтения: Материалы научно-практической конференции 23–24 апреля 2004 г. Вып. 5. Городец, 2004. С. 46–51.

10. Гудков А. Г. Григорий Матвеев сын Прянишников и его скрипторий (по воспоминаниям городецкого каллиграфа и художника И. Г. Блинова и материалам личного фонда Г. М. Прянишникова в НИОР РГБ) // Церковь. Богословие. История. Материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5–6 февраля 2016 года). Екатеринбург, 2016. С. 344–351.

11. Гудков А. Г. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Коломна, 2015.

12. Гудков А. Г. Семейные артели и династии каллиграфов и миниатюристов второй половины XIX–начала XX века // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы XIII Международной научной конференции. 21–23 ноября 2019 г., г. Москва. С. 55–57.

13. Иткина Е. И. Памятники Куликовского цикла в творчестве художника-миниатюриста И. Г. Блинова // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 216–224.

14. Иткина Е. И. Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. М., 2017.

15. Иткина Е. И., Кучкин В. А. Рукописный настенный лист с изображением Мамаева побоища // Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. С. 154–174.

16. Левочкин И. В. Иван Гаврилович Блинов и рукописные книги его работы // Книга: Исследования и материалы. Сб. 61. М., 1990. С. 131–138.

17. Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские. Издание выполнено по рукописи ГИМ: Повесть о Петре и Февронии Муромских. Художник и писец И. Г. Блинов. 1901 г. / Сост., пер. и вступ. ст. Е. М. Юхименко. М., 2012.

18. Рыков Ю. Д. Блинов Иван Гаврилович // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 359–361.

19. Сироткин С. В. Из рукописного наследия И. Г. Блинова // Городецкие чтения: Материалы научно-практической конференции 23–24 апреля 2004 г. Вып. 5. Городец, 2004. С. 43–45.

20. Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре: Факсимильное воспроизведение лицевого списка из собрания ГИМ / Пер. с древрус. и прил. И. В. Левочкина. М., 1988.

21. Слово о полку Игореве: Факсимильное воспроизведение лицевого списка работы И. Г. Блинова из собрания ГБЛ / Л. А. Дмитриев, Н. К. Гаврюшин, В. П. Гребенюк, И. И. Шкляревский. М., 1988.

22. Юхименко Е. М. Иван Гаврилович Блинов – крестьянин, книгописец, художник // Искусствознание. 2013. № 1–2. С. 423–443.

23. Gudkov Aleksey. «This Akathist was Began with Drawing…»: The Hymnographical Works Created by Ivan Blinov, a Calligrapher and Artist from Gorodets // Creating Liturgically: Hymnography and Music. Proceedings of the Sixth International Conference on Orthodox Church Music University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 8–14 June 2015. Joensuu, 2017. P. 414–420.