Рукописная книга: традиция и современность
алексей гудков, ирина старикова

СЛАВЯНО-РУССКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ
XI-XX ВЕКОВ

(ЧАСТЬ 2)

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ КНИЖНОСТЬ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА:

АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ, ИОАННИКИЙ КОРЕНЕВ И ТИХОН МАКАРИЕВСКИЙ

Во второй половине XVII века вместе с барокко в Россию пришли не только новые музыкальные жанры, – псальмы, канты и концерт, – но и ранее неизвестная пятилинейная нотация. В то время она получила название «киевской», ввиду того, что в Москву новая «мусикийная» грамота была принесена украинскими и белорусскими певчими.
Первые рукописи, содержащие «киевскую» нотацию, появились в Новгороде при архиепископе Никоне, будущем патриархе, на рубеже 1640–1650-х годов – нотолинейными книгами пользовались приглашенные им певцы. Изобретенная итальянским музыкальным теоретиком Гвидо Аретинским (ок. 990–ок. 1050) линейная нотация точно фиксировала высоту звуков, и, ввиду большей простоты и удобства, стала постепенно вытеснять традиционную певческую грамоту.

Гвидо Аретинский (слева) демонстрирует монохорд Теодальду, епископу Ареццо. Миниатюра. Западная Европа, XI век. (ÖNB, ms. cpv. 51)

Вместе с тем начиная с середины XVII столетия появляются манускрипты, содержащие знаменное многоголосие – попытку изложить новую музыку западноевропейского образца посредством русских крюков.

Образец партесной гармонизации знаменного распева (знаменного многоголосия), записанный демественной нотацией. Праздники для четырехголосного хора на крюковых нотах. Последняя четверть XVII века. (РГБ, ф. 379, № 82)

Параллельно с распространением линейной нотации и происходившей в те годы книжной справой, в 1650–1670-х годах осуществляется певческая реформа, призванная приспособить знаменную нотацию к новым условиям. Важной вехой этой реформы стала деятельность звенигородского монаха-книгописца Александра Мезенца (Стремоухова, нач. XVII в.–после 1677) по упорядочению знамен и редактированию древних рукописей, пик которой пришелся на вторую половину 1660-х. Итогом его работы стал трактат «Извещение о согласнейших пометах», завершенный в 1670 году (основной список: РНБ, Q.XII.1, л. 64–106об.).

Александр Мезенец довел знаменный звукоряд до двенадцати знаков и дал название для каждой его ступени. Другим достижением Мезенца, противника перехода на нотолинейное письмо, было введение особых значков – признáков – функционального аналога киноварных помет, которые смогли бы облегчить задачу печати певческих книг (в XVII веке этот проект так и не был реализован). На письме призна́ки составляют с крюками единое целое – большинство из них представляют собой перпендикулярные знаменам тонкие линии. 

Образец крюков с признаками. «Извещение о согласнейших пометах». Конец XVII века. (РГБ, ф. 379, № 3)

Современник Александра Мезенца, не менее известный певческо-музыкальный деятель тех лет, диакон Сретенского собора Московского Кремля Иоанникий Коренев (ум. ок. 1681), напротив, был сторонником новой, линейной, нотации. Коренев составил статью «О пении разных знамен, иже поют греки, римляне и великороссийский народ» (РГБ, ф. 205, № 146, л. 4–6об.). Он же – редактор сборника «Мусикия» 1671 года (списки: ГИМ, Барс., № 1340; РГБ, ф. 173/III, № 154; ф. 205, № 146) и вероятный автор трактата «О пении божественном по чину мусикийских согласий» предположительно второй половины 1650-х (первоначальный вариант сочинения обнаружен в рукописях: НБУВ, Соф., № 127/381 (1660-е); РНБ, Q.I.1101 и F.I.244 (обе – конца XVII века)).

«Мусикия» (фрагмент). Последняя четверть XVII века. (РГБ, ф. 173/III, № 154)

В трактате «О пении божественном...», – одном из наиболее значимых музыкально-теоретических сочинений, созданных в России в XVII столетии, – автор определяет само понятие музыки и знакомит читателя с основами западноевропейской музыкальной грамоты. В основу сочинения было положено музыкальное руководство латинской традиции, текстологически близкое к изданию: Starowolski S. Musices Practicae Erotemeta in usum studiosae inventutis, breviter et accurate collecta. Cracoviae, 1650. Дополнительным источником послужила «Книга о вере», изданная Московским печатным двором в 1648 году.
Процесс перехода на нотное письмо обусловил появление при царском дворе штата «наречного пения писцов», переводивших крюковую нотацию в линейную и переписывавших певческие книги для государевых певчих дьяков. В 1680-х годах при царском дворе работали «писцы наречного пения» (о наречной реформе см.: «Знаменные рукописи XVIII–XX веков» – А. Г.) Фадей Никитин, Потап Максимов, Андрей Михайлов, Петр Федотов, Иван Матвеев и ряд других. Среди их работ выделяется великолепно оформленный экземпляр «Ермолога» (Ирмология) – обширного свода мелодий, предназначенного, по-видимому, для личного пользования царя Федора Алексеевича (РГБ, ф. 178, № 7753). Большинство же новых напевов сразу записывалось в нотах.
Приметой времени стало хождение весьма специфических рукописей – певческих книг, содержащих объяснение «нотного знамени» и «нотного гласобежания» при помощи крюков. Из подобных манускриптов наиболее известен «Ключ разумения» 1680-х годов, дошедший до нас в многочисленных списках последней четверти XVII–начала XVIII века. Его автором был уроженец Нижнего Новгорода архимандрит Тихона Макариевский (ум. 1707). Наименование трактата, данное исследователями по названию имеющегося в нем рисунка ключа, отражает суть произведения, в котором говорится: «Ключ сей разумно пения отъемлет дверь затмения, отверзает смысл ищущим, утверждает ум пишущим» (РГБ, ф. 379, № 3, л. 47).

Графический образ ключа и общую композицию соответствующего листа с библейскими цитатами вокруг ключа и надписями на нем автор заимствовал из сборника поучений и проповедей архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» 1659 года. Свое авторство Тихон Макариевский зашифровал с помощью акростиха «Увещание» («Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…»), по начальным буквам которого читаем: «Трудился о сем монах Тихон Макариевский».

«Ключ разумения» (фрагмент с изображением ключа). Конец XVII века. (РГБ, ф. 379, № 3)

Отдельные части «Ключа разумения» оказали значительное влияние на последующие певческо-теоретические руководства, особенно старообрядческие: в частности, его структура послужила одним из образцов для составления старообрядческих певческих азбук. Проект публикации трактата был задуман еще в середине XIX века князем Владимиром Одоевским, но, ввиду кончины Одоевского, первое издание памятника состоялась лишь в 2014 году.

НИКОЛАЙ ДИЛЕЦКИЙ И «ИДЕА ГРАММАТИКИ МУСИКИЙСКОЙ»

Во второй половине XVII столетия русские певчие активно знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы, которая становится символом нового религиозного сознания. Так, параллельно с утверждением линейной нотации шло распространение партеса (пения по партиям, разновидности многоголосия), пришедшего на смену монодии (то есть одноголосию или пению в унисон), а также путевому, демественному и знаменному многоголосиям, что записывались крюками. Более того, новая нотация попросту не могла в полной мере передать сущность старинных (знаменных) песнопений, будучи не приспособленной для их фиксации. Из партесных сочинений того времени, относящихся к небогослужебным, выделяется «Псалтирь рифмотворная» 1680 года придворного книжника-поэта Симеона Полоцкого (1629–1680), положенная на ноты в середине 1680-х певчим дьяком и композитором Василием Титовым (1650–ок. 1715).

Псалом 1 (начало). Псалтирь рифмотворная и Месяцеслов в стихах на линейных нотах. Начало XVIII века. (РГБ, ф. 228, № 203)

С приходом «нотного гласобежания» заметно падает роль устной традиции: если прежде, ввиду обобщенного характера знаменной нотации, письменная фиксация песнопений была вторичной, и от профессиональных певцов требовались прежде всего выучка и отменная память, то теперь значение письменной компоненты существенно возросло.

Появляются партесные обработки (гармонизации), чаще всего для четырех голосов, знаменного и других распевов, записанные нотами.

Величание Сретению для четырех партий (партесная гармонизация знаменного распева). Праздники для четырехголосного хора на линейных нотах, партия альта. Москва (?), 1746 год. (РГБ, ф. 379, № 118)

Для сторонников церковных реформ 1650–1660-х годов новые музыкально-певческие веяния сделались эталоном, а иными воспринимались как нечто чуждое и порицаемое. Среди первых выделялся музыкальный теоретик и композитор Николай Дилецкий (ок. 1630–после 1723) – разносторонний ученый нового типа, автор «Идеи граматики мусикийской». Биографические сведения о Дилецком весьма скудны. Известно, что Николай Дилецкий родился в Киеве и закончил Академию Общества Иисуса в Вильно (современный Вильнюс). Именно в Вильно в 1675 году композитор и написал свой труд, посвященный теории музыки. Сочинение было создано на польском языке. Работа Дилецкого свидетельствует, что ее автор отличался широтой интересов и одинаково хорошо разбирался как в православной монодии, так и в современной ему музыкально-теоретической мысли Западной Европы.

В 1677 году в Смоленске, выполняя заказ думного дьяка Тимофея Литвинова, Николай Дилецкий пишет вторую редакцию «Грамматики». Спустя год он прибыл в Москву, остановившись у Иоанникия Коренева. Здесь же в 1679-м по заказу «именитого человека» Григория Строганова, большого ценителя пения и прочих искусств, Дилецкий создает новую, наиболее полную версию «Грамматики» уже на русском (РГБ, ф. 173/I, № 107). Автор пишет, что «избрах» свое сочинение «от многих искусных художников тако церкви православныя, якоже и римскиа, и от многих книг латинских яже о мусикии». Рукопись была переписана каллиграфом Василием Рязанцем. Свой труд Дилецкий посвятил «во благородных благородному, во именитых именитому, господину своему и благодетелю милостивому Григорию Дмитриевичу Строганову».

«Идеа грамматики мусикийской» (начало). Москва, 1679 г. (РГБ, ф. 173/I, № 107)

«Идеа грамматики мусикийской» заложила фундамент восточнославянской музыки Нового времени, синтезировав в себе общеевропейский (ренессансно-барочный) и национальный компоненты. Пафос трактата – в прославлении новой музыки как искусства, в постижении ее законов и красоты.

«Идеа грамматики мусикийской» (фрагмент). Москва, 1679 г. (РГБ, ф. 173/I, № 107)

Таким образом, к концу XVII века – началу петровской эпохи – происходит постепенное размежевание певческих книг: знаменные рукописи окончательно уступают лидирующее положение нотолинейным и остаются в употреблении лишь среди старообрядцев, которые их любовно переписывали и украшали. Любопытно отметить, что техническая сложность печати крюков, преодоленная лишь к концу XIX столетия, послужила одним из залогов живучести певческой рукописной книги в России вплоть до революции и Гражданской войны.

Образец одноголосия в нотолинейной записи. Сборник певческий. Вторая половина XVIII века. (РГБ, ф. 379, № 89)

ЗНАМЕННЫЕ РУКОПИСИ XVIII–XX ВЕКОВ

С последней четверти XVII века певческие рукописи знаменной нотации активно копировались и оформлялись во всех местах компактного проживания старообрядцев. Крупнейшими центрами их создания стали карельский Выголексинский монастырь (Выг), Стародубье и Ветка, подмосковные Гуслицы, Поволжье и горнозаводской Урал. Так, например, одним из звеньев, соединивших средневековую певческую книжность с выговской, явилась рукопись Праздников инока Иосифа Ловзунского (нач. XVII в.–1688) – выходца из села Ловзунги Каргопольского уезда, одного из первых поморских пустынножителей (РГБ, ф. 17, № 665).

Праздники инока Иосифа Ловзунского (фрагмент). Вторая половина XVII века. (РГБ, ф. 17, № 665)

Постепенно сложились региональные школы переписки и украшения певческих книг – Октоиха, Обихода, Стихираря, Ирмология и прочих. Будучи необходимыми для совершения богослужений, они часто занимали более половины, а порой и до 90% всех создававшихся в том или ином художественном центре манускриптов. Нередким явлением также были нотированные знаменем сборники духовных стихов.

«Стихи покаянны на восемь гласов» (фрагмент). XIX век. (РГБ, ф. 272, № 314)

Широкое распространение в старообрядческой книжности получают Кокизники и певческие азбуки. Так, в поповской среде (то есть в среде старообрядцев, приемлющих священство) обретают популярность рукописные своды мелодических оборотов, заключающие в себе начертания отдельных многозвучных знамен и лиц (тайнозамкненных графических формул). При этом излагаемый материал расположен по гласам и в ряде случаев поясняется не только дробным знаменем (то есть последовательностью простых знамен), но и линейной нотацией.

«Развод тайнозамкненным лицам» (фрагмент). Азбука певческая. Середина XIX века. (РГБ, ф. 379, № 6)

Традиционализм старообрядческого книгописания проявился в переносе ряда элементов средневековой певческой книжности в старообрядческую без практической необходимости. В частности, это касается параллельного употребления в старообрядческих рукописях помет и дублирующих их призна́ков, изобретенных или, по другим данным, упорядоченных Александром Мезенцем в конце 1660-х годов с целью решения задачи печати певческих книг.

Интересным явлением было периодическое возникновение в старообрядческой среде «новых» («экспериментальных») нотаций, разработанных на основе уже существующих, что свидетельствовало о живом подходе к традиции. Так, из «новых» нотаций известны «красное знамя» (ГИМ, Певч., № 109), «значковая» (ЛАИ ИГНИ УрФУ, Невьянск., № 92р/729; ЧГМИИ, № 159; 160) и «палочная» (РНБ, собр. П. Н. Тиханова, № 533; собр. Духовной академии, А II 112) нотации, а также так называемая «томская» нотация (НБ ТГУ, В-26.420, л. 158–161об.; В-27.677), обнаруженная в двух рукописях рубежа XIX–XX веков, происходящих из Белобородовских скитов, основанных старообрядцами-странниками в Томско-Чулымской тайге.

В отношении текстов песнопений все старообрядческие знаменные книги делятся на наонные («раздельноречные» или «хомовые») и наречные («истинноречные»). Данное разделение совпало по времени с расколом, когда в третьей четверти XVII века тексты певческих книг приводились в соответствие с произношением при чтении («на речь»). Так, в 1666 году уже упоминаемый Александр Мезенец составил певческий сборник с наречной редакцией Ирмология, Октоиха и Обихода. Дело в том, что если в XI–XIV столетиях проблемы разности произношений не существовало, то позже этот вопрос встал достаточно остро, в связи с чем прежде произносимые и пропевамые буквы «ь» и «ъ» («еры») стали для наглядности заменять в рукописях на «е» и «о» соответственно: например, вместо «Богъ» – «Бого», вместо «день» – «дене» и так далее. В результате наречной реформы от этой практики отказались, а «ь» и «ъ» перестали звучать и при пении.

Несмотря на то, что большинство старообрядческих лидеров, включая самого протопопа Аввакума, были сторонниками наречной реформы, прежние (наонные) книги, равно как и традиция пения, до сих пор сохраняются у старообрядцев-беспоповцев (то есть старообрядцев, не приемлющих священства). Что же касается поповцев, то певческие рукописи, созданные в их среде, в данном отношении ничем не отличаются от пореформенных.
Певческая книга Обиход в среде старообрядцев-поповцев трансформируется в две отдельные книги: в собственно Обиход и Обедницу, выделившуюся в отдельный сборник во второй половине XIX столетия. У старообрядцев-беспоповцев сложился свой тип книги Обиход, так называемый «поморский», с 1790-х годов получивший название «Обиходник». Главное отличие Обиходника от своего средневекового прототипа – отсутствие, за некоторым исключением, песнопений Божественной литургии, которая не могла совершаться мирянами.

Старообрядцы продолжили дораскольные принципы оформления знаменных рукописей. В частности, певческие манускрипты нередко открывались миниатюрой с изображением Иоанна Дамаскина – сирийского богослова и гимнографа VIII века, который был не только автором многочисленных церковных песнопений, но и редактором-составителем Октоиха – одной из главных богослужебных книг. Также известны рукописи с изображением райской птицы Сирин, происходящие из Выголексинского монастыря. Согласно преданиям, распространенным в книжности XVII века, Сирин была прекрасна видом, а ее «глас» (пение) заставлял забыть все земное. Орнаменты фронтисписов и заставок старообрядческих певческих книг, как правило, восходят к московскому придворному искусству последней четверти XVII столетия – работам граверов Оружейной палаты Леонтия Бунина и Василия Андреева. Рукописи также украшались многочисленными и разнообразными по стилю инициалами (буквицами). Писцы и миниатюристы нередко применяли золото, листовое и твореное. Следует отметить, что, в отличие от весьма сдержанных в оформлении дораскольных певческих книг, старообрядческие манускрипты подчеркнуто эстетичны и отличаются гораздо бо́льшим богатством и разнообразием декора.
По сравнению со позднесредневековыми певческими кодексами старообрядческие рукописи отличаются более значительным форматом: формат в 8º – 16º – у большинства певческих книг XVI–XVII веков и минимум в 4º – у старообрядческих рукописей XVIII–XX столетий. Кроме того, если средневековые певческие манускрипты, как правило, представляют собой сборники из нескольких типов певческих книг – Октоиха, Ирмология, Триоди и прочих; то в старообрядческих кодексах в одном переплете обычно заключен один вид певческой книги. 

Разница кодикологических и палеографических признаков средневековых и старообрядческих певческих книг говорит о разной практике их употребления. Малоформатные экземпляры XVI–XVII веков предназначались в основном для личного пользования – обучения и запоминания. Что же касается старообрядческих манускриптов, то они применялись прежде всего для пения на клиросе – большой формат книг позволял видеть письмо на расстоянии. Таким образом, в старообрядческой традиции певческая книга субъективизируется в большей степени, нежели в предшествующую эпоху, становясь участником богослужения.

Помимо собственно певческих книг, в старообрядческой среде получили распространение крупноформатные листы с текстами отдельных песнопений, нотированных знаменем. Кроме того, нотированные тексты иногда вписывались в композицию рисованных лубков.

Притча о блудном сыне. Рисованный лубок. Выг, начало XIX века. (ГИМ, 42949 И III 72381)

После Октябрьской революции 1917 года и последовавших за ней социальных потрясений переписка певческих книг постепенно сходит на нет, однако не прерывается вовсе, сохраняясь в глухих провинциальных местах в творчестве отдельных крайне малочисленных книгописцев. В частности, известна знаменная рукопись «Трезвонов», написанная и оформленная на тетрадных листах в 1946 году.

Трезвоны (фрагмент). 1946 год. Собрание В. В. Смирнова. (Санкт-Петербург)

Из переписчиков знаменных рукописей второй половины XX века известны Анастасия Липишина (ум. в нач. 1970-х) из деревни Шелоховская (Архангело) близ Каргополя и Анна Ивановна (ум. после 1971) из села Нюхча в Карелии. Имеются сведения о переписке певческих книг старообрядцами-странниками и часовенными в Сибири, а также липованами в Румынии.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агеева Е. А. Гуслицкие певцы и книгописцы в пору расцвета ХIХ–начала ХХ века и гонений 1930-х гг. // Гуслица. Ильинский Погост, 2010. Вып. 8. С. 142–149.

2. Агеева Е. А., Подтуркина Е. А.Гуслицкие книгописцы: к проблеме авторского стиля и художественных приемов// Старообрядчество в России (ХVII–ХХ века): Сборник научных трудов. Вып. 5. М., 2013. С. 389–405.

3. Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер., ист. исслед. – Н. П. Парфентьев; Коммент. и исслед., расшифровка знам. нотации – З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996.

4. Александру М. Пападики // Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019. С. 511–514.

5. Алексеева Г. В. Византийско-русская певческая палеография: Исследование. СПб., 2007.

6. Андреев А. А. Книжная справа Ирмология в Москве в XVII веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии. СПб., 2019.

7. Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 360–376.

8. Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962.

9. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. Т. 32. Л., 1977. С. 388–394.

10. Бобков Е. А., Бобков А. Е. Певческие рукописи с Ветки и Стародубья // ТОДРЛ. Т. 42. Л., 1989. С. 448–451.

11. Богомолова М. В. Демественная нотация // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 360–363.

12. Богомолова М. В. Демественное пение // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 367–370.

13. Богомолова М. В. Казанская нотация // Православная энциклопедия. Т. 29. М., 2012. С. 248–366.

14. Богомолова М. В. Русское безлинейное многоголосие: на материале певческих рукописей XV–XVII вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2006.

15. Бражников М. В. Благовещенский кондакарь / Вступ. ст., прим., свер. указ., подбор ил. Н. С. Серегиной. СПб., 2015.

16. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV–XVIII веков. СПб., 1972.

17. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование / Общ. ред. Н. [C.] Серегиной, А. [Н.] Крюкова. СПб., 1984.

18. Бражников М. В. Русская певческая палеография / Науч. ред., прим., вступ. ст., палеограф. табл. Н. С. Серегиной. СПб., 2002.

19. Владышеская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.

20. Воробьев В. Е., Гурьева Н. В. Коренев Иоанникий Трофимович // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 705–706.

21. Герасимова И. В. Николай Дилецкий: творческий путь композитора XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2010.

22. Герасимова-Персидская Н. А. Записи на певческих рукописях XVII–XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. М., 1977. С. 32–40.

23. Герцман Е. [В.] Византийское музыкознание. СПб., 1998.

24. Герцман Е. В. Петербургский теоретикон = Petersburg Theoreticon. Одесса, 1994.

25. Григорьева В. Ю. К вопросу классификации древнерусских музыкально-теоретических руководств по теории степенных помет // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сборник статей / Гимнология. Вып. 7. М., 2017. С. 306–316.

26. Григорьева В. Ю. Кокизник // Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 295–298.

27. Григорьева В. Ю. Обиход // Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 238–245.

28. Григорьева В. Ю. Пометы // Православная энциклопедия. Т. 57. М., 2020. С. 425–432.

29. Гусейнова З. М. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск, 2015. Т. 15. № 3. С. 84–90.

30. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки ХVII века. 2-е изд., исправ. и доп. СПб., 2008.

31. Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности XI–XIV веков: к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1982.

32. Гусейнова З. М. Ранние Ирмологии Троице-Сергиевой Лавры // Вестник ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2009. Вып. 1 (4). С. 7–16.

33. Гусейнова З. М. Сакральные элементы в музыкально-теоретических руководствах XVII века // Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток–Русь–Запад / Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 139–149.

34. Гусейнова З. М. Теоретический кодекс XVII века как феномен церковно-певческого искусства // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2021. Т. 11. Вып. 4. С. 589–606.

35. Гусейнова З. М. Христианское вероучение в русских музыкально-теоретических трактатах 17 века // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса. Сборник статей. СПб., 2004. С. 162–177.

36. Денисова Н. Е. «Проучки» в уральских старообрядческих музыкально-теоретических руководствах (по фондам НБ УрГУ) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 2. Екатеринбург, 1998. С. 67–72.

37. Евдокимова А. А. Музыкальные греческие граффити из храма Святой Софии в Киеве // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2008. Вып. 38. С. 185–195.

38. Епифаний (Булаев), иеродиак. Октоих // Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 535–545.

39. Ефимова И. В. Рукописные памятники церковного пения в Восточной Сибири // Вестник ЧелГУ. Филология. Искусствоведение. Челябинск, 2008. Вып. 28. № 37 (138). С. 175–185.

40. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте: Исследование. М., 2001.

41. Загребин В. М. Исследования памятников южнославянской и древнерусской книжности / Сост. и ред. Ж. Л. Левшина. М.; СПб., 2006.

42. Захарьина Н. [Б.] О понятии «певческая книга» в древнерусских рукописях // Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток–Русь–Запад / Гимнология. Вып. 3. М., 2003. С. 94–107.

43. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги: Типология, пути эволюции. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2007.

44. Иткина Е. И. Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. М., 2017.

45. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Екатеринбург, 1995.

46. Казанцева Т. Г. Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета // Вестник ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2017. Вып. 26. С. 131–151.

47. Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы. Певческие Праздники XVII века / Публ. и исслед. памятника В. Ю. Григорьевой. М., 2014.

48. Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII–нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2018. Вып. 30. С. 96–122.

49. Кондрашкова Л. В. Троестрочие как феномен русского многоголосия конца XVI–первой половины XVIII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2018.

50. Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие XV–XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005.

51. Кривко Р. Н. Кондакарь // Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 597–598.

52. Леонтьева С. И. Искусство рукописной книги Ветки XVIII–начала XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Минск, 2009.

53. Лозовая И. Е. Азбука певческая // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 330–332.

54. Лозовая И. Е. Аненайка // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 429.

55. Лозовая И. Е. Знаменная нотация // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2009. С. 278–285.

56. Лозовая И. Е. Знаменный распев // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2009. С. 285–297.

57. Лозовая И. Е. Об азбучном смысле знамен и их «тайнозамкненных» значениях в древнерусской певческой традиции // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сборник статей / Гимнология. Вып. 7. М., 2017. С. 264–283.

58. Лукашевич А. А. Путевая нотация // Православная энциклопедия. Т. 59. М., 2020. С. 32–37.

59. Лукашевич А. А. Путевой распев // Православная энциклопедия. Т. 59. М., 2020. С. 37–45.

60. Майерс Г. Кондакарная нотация // Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 591–594.

61. Минченкова Надежда. Певческая книга Трезвоны // Opera musicologica. Научный журнал Санкт-Петербургской консерватории. 2014. № 4 [22]. С. 57–77.

62. Миронова Н. В., Парфентьев Н. П. О методике обучения древнерусскому певческому искусству (по материалам Уральской археографической экспедиции) // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. XVIII–начало XX века. Свердловск, 1979. С. 85–89.

63. Михеева А. А. Музыкальная культура старообрядцев-беспоповцев Вятки: трансформация богослужебно-певческой традиции в историческом контексте XVIII–начала XXI века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2018.

64. Монах Тихон Макарьевский. Ключ разумения / Исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. М.; СПб., 2014.

65. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков / Сост. текстов, пер. и общ. вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.

66. Николай Дилецкий. Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7. М., 1979.

67. Олехнович Елена. Двознаменники в истории русских нотированных рукописей XVII–XVIII веков // Opera musicologica. Научный журнал Санкт-Петербургской консерватории. 2011. № 3–4 [9–10]. С. 79–92.

68. Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: История, традиция, творчество. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2002.

69. Парфентьев Н. П. Древнерусское музыкально-письменное искусство и его традиции в духовной культуре Урала // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск, 2009. Вып. 13. № 32 (165). С. 33–47.

70. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.

71. Парфентьев Н. П. Певческие крюковые рукописи XVII–XIX вв. на Урале // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. XVIII–начало XX века. Свердловск, 1979. С. 73–84.

72. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI–XVII веков. Челябинск, 1993.

73. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997.

74. Перелешина В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура (на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2008.

75. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции (по рукописям XI–XV веков). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2008.

76. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII–середины XVIII века: источниковедение, история, теория. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2013.

77. Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сборник статей / Гимнология. Вып. 7. М., 2017. С. 435–450.

78. Повесть временных лет / Подгот. текста, пер. и коммент. О. В. Творогова // БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 62–315.

79. Подтуркина Е. А. Художественное оформление старообрядческой рукописной книги гуслицкого письма XVIII–XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2013.

80. Пожидаева Г. А. «Демественное ключевое знамя» и его современное прочтение // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 1 (3). С. 66–89.

81. Пожидаева Г. А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV–XIX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1982.

82. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси. М., 2006.

83. Полозова И. В. Библиотеки Иргизских и Черемшанских старообрядческих монастырей (К вопросу изучения рукописного певческого наследия) // Славянский альманах. 2009. М., 2010. С. 258–274.

84. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: Формы бытования в исторической перспективе. Исследование. Саратов, 2009.

85. Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. М., 1977. С. 119–133.

86. Протопопов Вл. [В.] Русское церковное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М., 2000.

87. Пушкина Ю. В. Гвидо Аретинский // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 472–473.

88. Разумовскiй Д. [В.] Церковное пѣнiе въ Россiи. Опытъ историко-техническаго изложенiя. Вып. 1–3. М., 1867–1869.

89. Рамазанова Н. В. Московское Царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII веков. СПб., 2004.

90. Серегина Н. С. Певческие рукописи из книгописной мастерской Строгановых конца XVI– первой половины XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1986. Л., 1987. С. 202–209.

91. Серегина Н. С. Рукописная книга «Стихирарь месячный» как памятник музыкальной культуры Древней Руси. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПб., 1995.

92. Серегина Н. С., Никитина С. Е. Духовные стихи // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 424–428.

93. Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М., 2007.

94. Смоленскiй С. [В.] О древне-русскихъ пѣвческихъ нотацiяхъ. Историко-палеографическiй очеркъ Ст. Смоленскаго, читанный въ Обществѣ Любителей Древней Письменности 26 Января 1901 года // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 145. СПб., 1901.

95. Старикова И. В. Лицо // Православная энциклопедия. Т. 41. М., 2016. С. 326–328.

96. Старикова И. В. Псалмодия всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве: раздельноречная редакция. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2013.

97. Старикова И. В. Тайнозамкненные начертания в записи псалмового мелоса в древнерусской певческой традиции ΧVI века // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сборник статей / Гимнология. Вып. 7. М., 2017. С. 376–385.

98. Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). История русского церковного пения начала XII–конца XVII в. в исследованиях 2000–2010 гг.: Библиографический список // Вестник церковной истории. 2011. Вып. 1/2 (21/22). С. 311–336 [начало]. Вып. 3/4 (23/24). С. 311–326 [окончание].

99. Статис Г. Анфология // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2003. С. 11–12.

100. Типографский Устав: / Под ред. Б. А. Успенского. Т. 1–3. М., 2006.

101. Тутолмина С. Н. Пасхальные песнопения в древнейших Триодях // Вестник ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2007. Вып. 1 (1). С. 8–16.

102. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2004.

103. Тюрина О. В. Признаки // Православная энциклопедия. Т. 58. М., 2020. С. 192–194.

104. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. М., 1971.

105. Фролов С. Ф. Старейшая певческая рукопись Древлехранилища Пушкинского Дома // ТОДРЛ. Т. 31. Л., 1976. С. 384–386.

106. Хачаянц А. Г. Древнерусская певческая традиция в рукописном наследии старообрядцев: канон и интерпретация // Славянский альманах 2009. М., 2010. С. 275–282.

107. Христофор. Ключ знаменной. 1604 / Публ., пер. М. [В.] Бражникова и Г. [А.] Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. [А.] Никишова // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. М., 1983.

108. Цалай-Якименко О. С. Київська школа музики ХVII столiття: київське пініє, київська нота, київська граматика. Київ; Львiв; Полтава, 2002.

109. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Переводы, исследования, комментарии. Краснодар, 2004.

110. Швец Т. В. Певческая книга Кондакарь и кондакарная нотация в XIV веке // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года: Сборник статей / Гимнология. Вып. 7. М., 2017. С. 159–174.

111. Шевчук Е. Ю. Ирмологион // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 625–633.

112. Шевчук Е. Ю. Киевская нотация // Православная энциклопедия. Т. 33. М., 2013. С. 292–302.

113. Шишкина Л. В. Процесс музыкального обучения в Древней Руси XV–XVII столетий (по древнерусским певческим учебным пособиям). М., 2004.

114. Шлихтина Ю. Р., Гусейнова З. М., Э. П. М. Ирмологий // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 617–625.

115. Э. П. М. Знаменное многоголосие // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2009. С. 285.

116. Gerasimova Iryna. The Transfer and Adaptation of Western European Musical Technologies and Eastern Europian Church Singing Traditions in Russia: Last Third of the 17th–First Half of the 18th Century // Creating Liturgically: Hymnography and Music. Proceedings of the Sixth International Conference on Orthodox Church Music University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 8–14 June 2015. Joensuu, 2017. P. 263–288.

117. Gudkov Aleksey. Снедая свиток: мотив творческой инициации в иконографии Романа Сладкопевца = Eating the scroll: the motif of creative initiation in the iconography of Roman the Melodist // Church Music and Icons: Windows to Heaven. Proceedings of the Fifth International Conference on Orthodox Church Music University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 3–9 June 2013. Joensuu, 2015. P. 401–428.

118. Myers Gregory. The medieval Russian Kondakar and the choirbook from Kastoria: a palaeographic study in Byzantine and Slavic musical relations // Plainsong and Medieval Music. Cambuidge, 1998. Vol. 7. Iss. 1. P 21–46.

119. The Lavrsky Troitsky Kondakar / Comp. by Gregory Myers // Monumenta Slavico-Byzantina et mediaevalia Europensia. Vol. 4. Sofia, 1994.

120. Wellesz Egon. A History of Byzantine Music and Hymnography. 2nd edition, revised and enlarged. Oxford, 1962.